Вы здесь
«У людей шок, страх, обреченность какая-то и непонятно что будет дальше»
Получавшие основную выручку от продаж в торговых точках, цветоводы столкнулись с масштабным падением сбыта после того, как власти закрыли из-за карантина множество магазинов по всей стране. Отраслевой союз Теплицы России сообщил о ежедневном уничтожении 1,2 миллиона роз.
“У всех слезы на глазах, что приходится выбрасывать: это же все растили, все живое”, - сказала Рейтер Юлия Чарышкина, директор и владелица тепличного комплекса Подосинки, одного их крупнейших производителей роз в России.
В конце марта президент Владимир Путин объявил о нерабочей неделе в России, а затем продлил этот период до конца апреля. Многие регионы установили так называемый режим самоизоляции и разрешили работу только продуктовым магазинам и аптекам.
Чарышкина сказала, что на следующий день после обращения Путина к нации заказ на цветы ее компании сократился в десять раз до 5.000 роз, а потом были падения и до 1.000. Из-за этого комплексу пришлось сразу уничтожить 200.000 цветов и затем - уничтожать всю новую срезку каждый день с начала периода самоизоляции.
Традиционно пик продаж цветов в России приходится на 8 марта, благодаря этим заработкам цветоводы могут пережить провал до пасхальных праздников, после которых начинается сезон свадеб. В нынешней ситуации такая сезонность немного поддержала, но перспективы остаются тревожными.
Глава союза Теплицы России Алексей Ситников сказал, что уничтожение роз может быть массовым, учитывая годовое производство в более 300 миллионов роз: “Если месяц продаж не будет, то десятую-двенадцатую часть урожая мы можем выкинуть”.
В этих условиях цветоводы рассчитывают на рост интернет-продаж, хотя исторически их доля была незначительна.
“Рынок был немного консервативный: если свежие овощи, например, вполне покупают без осмотра товара, то с цветами - это обязательно”, - сказал Ситников.
“От первого шока пока мы оправились, но наша выручка за неделю все равно равна пока выручке обычно за полдня”, - сказала Чарышкина, отметившая активизацию интернет-торговли.
Анастасия Вдовыко, бренд-менеджер сети Студия Цветов 55, магазины которой расположены в центре Москвы и на Рублевском шоссе, также видит рост спроса на курьерскую доставку: “Дни рождения, как были, так и остаются, рождение детей - тоже, знаменательные даты тоже никто не отменял”.
Чарышкина говорит, что за падением продаж скрывается не только закрытие торговых точек: “Это у людей шок, страх, обреченность какая-то и непонятно что будет дальше”.
Производители размещают на своих сайтах эмоциональные объявления о скидках, просьбах поддержать и преимуществах доставки.
“Наши розы цветут для вас!”, “Спасибо за поддержку!”, “Мы вас любим!”. Фотографии с такими плакатами из теплиц разместил на своем сайте производитель французских пионных роз в Калужской области Фея розы. С началом карантина производитель разослал подписчикам буквально крик о помощи, предложив розы по цене более чем на 50% ниже.
“У нас очень дорогой продукт. У нас сейчас цена, которая не дает нам жить... Закрыты все каналы (сбыта), у нас остался только интернет-магазин, это очень мало для нас - порядка 10% - почти ничего”, - сказала владелица комплекса Флоранс Жерве д’Альден, приехавшая в Россию несколько десятков лет назад и начавшая цветочный бизнес в 2008 году.
По словам Чарышкиной, цены упали до 15-16 рублей за выращенный в их комплексе цветок при себестоимости в 19 рублей.
Производители говорят, что им вряд ли хватит заработанных средств даже на оплату сотрудников на ближайший месяц.
Чуть меньше трети выручки приходится на зарплаты, но ровно столько же - на коммунальные платежи, сказала Чарышкина.
Жерве д’Альден говорит, что в таких условиях пока намерена платить лишь сотрудникам.
“Я очень рада, что могу пока платить людям, но потом будет выбор (между зарплатой и коммунальными платежами)... Меня это очень сильно волнует. Очень жаль будет поменять команду, с которой работаешь 10 лет”.
“Самое страшное, что этот цикл нельзя остановить. Я лично абсолютно готова разориться, так как я не особо уверена, что мы выживем”.
Пока же работники теплиц ищут любой выход из положения, в том числе и пытаясь замедлять рост цветов - за счет регулировки температуры и освещения.
“Если все будет продолжаться в этом ключе, мы просто их выкинем. Мы не можем продавать некачественный цветок. Мы его просто выкинем, будет он на помойке”, - сказала инженер-технолог Феи розы Адианна Сидорова корреспонденту Рейтер во время утренней срезки роз в теплицах.