Вы здесь
Обязанность использования только отечественного ПО и оборудования отбросит российскую банковскую систему в каменный век
Указы президента и постановления правительства о тотальном импортозамещении в электронике и ПО могут отбросить российскую банковскую систему в каменный век.
С 1 января 2021 года Минкомсвязь планирует обязать владельцев критической информационной инфраструктуры, в том числе банковской, использовать только отечественный софт, а с 2022 года - и российское оборудование.
Но эти требования в отдельных случаях «невыполнимы» и несут риски «масштабных перебоев». Как сообщает «Коммерсант», с таким предупреждением выступила Ассоциация банков России (АБР) в письме, направленном премьеру Михиаилу Мишустину.
По оценке АБР, для замещения всего ПО и IT-оборудования банкам разово придется потратить более 700 млрд рублей, и сделать это за полгода технически невозможно. «Средние сроки замещения с учетом непрерывности деятельности и постоянной транзакционной нагрузки составят не менее трех лет», - говорится в письме.
Требования Минкомсвязи приведут к тому, что «не будет никакого ни мобильного, ни интернет-банкинга», жалуется один из банкиров.
«В оставшееся до конца года время, учитывая объективную длительность процессов поиска, анализа, тестирования, закупки, внедрения замещающих решений, заместить сколько-нибудь серьезную систему (а критичные системы почти всегда серьезные) практически невозможно», - отмечает представитель ВТБ.
Главная проблема, по мнению экспертов, заключается не в сжатых сроках, а в том, что некоторые программы фактически не имеют аналогов у российских разработчиков. Как поясняет вице-президент АБР Алексей Войлуков, формально аналогичное по классу и типу российское ПО только внешне похоже на зарубежные разработки. «В реальности специализированный функционал такого ПО может или отсутствовать вовсе, или быть на уровне двадцатилетней давности», - говорит он.
С «железом» все обстоит еще хуже. «Замещение иностранного IT-оборудования российским еще больше осложнено в связи с отсутствием у отечественных производителей современных технологий производства радиоэлектроники и его элементно-компонентной базы», - говорится в письме АБР.
У многих банков есть ПО собственной разработки, но его не включили в реестр разрешенного для использования. В результате вполне вероятно, что «в условиях снижения доходов бизнеса и населения финансирование замещения ПО и оборудования в конечном итоге будет перенесено на потребителей услуг, что может выразиться в увеличении стоимости некоторых банковских продуктов», - предупреждают в ассоциации.
Напомним, помимо банков требования о переходе на российское ПО распространяются еще на 12 секторов экономики. Это связь, транспорт, энергетика, финансовые рынки, топливно-энергетический комплекс, атомная, оборонная, горно-добывающая, металлургическая и химическая промышленность. В этот же перечень включена также деятельность в сфере здравоохранения и науки.
По данным Росстата по структуре экономики за базовый 2018 год (он берется за основу для расчета макроиндикаторов), на попадающие под закон сферы приходится 55,3% российского ВВП.