Общественно-политический журнал

 

Что известно о взрыве в порту Бейрута

Аммиачная селитра, сдетонировавшая накануне в порту Бейрута, хранилась на складе в ожидании утилизации с 2014 года - тогда ее конфиксовали с зашедшего в порт судна Rhosus. Такая информация, по данным ливанского канала LBCI, была озвучена на заседании Высшего совета по обороне страны.

О том, что судно с таким названием и 2 750 тоннами селитры на борту, было задержано в порту Бейрута, в 2015 году сообщал сайт shiparrested.com. В материале говорилось, что судно, шедшее под молдавским флагом, направлялось из грузинского Батуми в Мозамбик, но в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.

После того, как ливанские власти проинспектировали судно, они запретили ему выходить из порта. Большую часть экипажа, за исключением четырех моряков, отпустили, а с владельцами судна связаться не получалось.

В июле 2014 года украинский портал odessitua.com публиковал письмо оставшихся на Rhosus моряков, которые просили "вытащить [их] из плена".

В нем, в частности, говорится, что фактическим владельцем судна является гражданин России Игорь Гречушкин из Хабаровска, ныне проживающий на Кипре. Первым на это обратило внимание издание "Медиазона".

"Хозяин Гречушкин Игорь фактически бросил судно и оставшийся экипаж. Денег на содержание экипажа не дает совсем, полностью лишил судно какой-либо связи... Говорит, что обанкротился", - писал капитан судна Борис Прокошев.

Моряки находились на судне около года и вернулись на родину в сентябре 2014 года.

По данным сервиса MarineTraffic, в последний раз местонахождение судна Rhosus было зарегистрировано в ноябре 2014 года - оно находилось недалеко от места, где в понедельник произошел взрыв.

По информации ливанского канала LBCI, на заседании Высшего совета по обороне было заявлено, что судно Rhosus направлялось в Африку, но зашло в порт Бейрута, поскольку во время плавания получило повреждения.

Также было сказано, что 2 750 тонн аммиачной селитры с судна конфисковали и поместили на склад на 12-м причале порта, где груз ожидал утилизации, однако "не так давно инспекция обнаружила, что в южной стене есть щель, через которую в него можно беспрепятственно попасть".

По данным канала, взрыв произошел во время сварочных работ по устранению этой щели: "искра привела к возгоранию взрывчатых веществ, что, в свою очередь, привело к взрыву 2 750 тонн нитрата аммония, что эквивалентно 1 800 тоннам тротила".

По последним данным, в результате взрыва в порту Бейрута погибли по меньшей мере 100 человек, более 4 тысяч человек пострадали. Взрывной волной разрушено огромное количество зданий, инфраструктура порта практически полностью уничтожена.

В Бейруте может быть введено чрезвычайное положение на две недели во время заседания правительства в среду, пишет ливанская газета Daily Star. Совет обороны страны уже выступил с призывом передать армии контроль над безопасностью на время ЧП.

Взрыв также вызвал опасения продовольственного кризиса - Ливан импортирует большую часть продуктов, и значительные запасы зерна хранились на складах в разрушенном взрывом порту. Министр экономики Ливана уже заявил, что оставшаяся в портовых складах партия зерна непригодна для применения в пищу, и что министерство потеряло связь с несколькими сотрудниками складов.

Многочисленные свидетели взрыва опубликовали в социальных сетях кадры, на которых над портом сначала виден столб дыма, а затем - сильнейший взрыв, после которого над городом повисло облако в форме гриба. Взрывная волна разрушила множество зданий, в том числе расположенных на расстоянии нескольких километров от порта, и разбросала автомобили.

По данным местных средств массовой информации, число жертв может возрасти, поскольку под обломками зданий остаются люди.

Порту Бейрута нанесены сильнейшие повреждения, и работать он пока не сможет. Это тяжелый удар для страны, импортирующей практически всё необходимое.

Взрыв был настолько сильным, что его слышали на средиземноморском острове Кипр, который находится на расстоянии 240 километров от Бейрута.

Нитрат аммония, также известный как аммиачная селитра, широко используется как азотное удобрение и в качестве взрывчатого вещества.

Он особенно взрывоопасен при контакте с горючими материалами и открытым огнем. После взрыва аммиачной селитры в атмосферу могут выбрасываться токсичные газы, в том числе оксиды азота и аммиак.

Поскольку это вещество особенно опасно, к условиям его хранения предъявляются строгие требования. Одно из них - помещение, где находится нитрат аммония, должно быть пожаробезопасным, в нем запрещено устанавливать какие-либо трубы, вытяжки или другие каналы, где могут накапливаться взрывоопасные вещества.

Эксперты сообщают, что дым красного цвета, который был виден над портом после взрыва, также может свидетельствовать о том, что речь идет именно о взрыве аммиачной селитры.

Ливан в последние месяцы переживает острый экономический кризис, еще более усугубившийся из-за эпидемии Covid-19. Его называют самым глубоким после гражданской войны, продолжавшейся в стране с 1975 по 1990 год.

На улицах не стихают демонстрации, участники которых обвиняют правящую верхушку в том, что она беспокоится только о собственном богатстве и не может провести необходимые стране реформы. В Ливане периодически происходят отключения электричества, в стране недостаточно питьевой воды, медицинские службы истощены.

Кроме того, обострилась ситуация на границе Ливана с Израилем, власти которого на прошлой неделе сообщили, что предотвратили попытку "Хезболлы" проникнуть на израильскую территоию. Однако, несмотря на многочисленные теории в ливанских соцсетях, высокопоставленный представитель израильских властей сообщил Би-би-си, что к взрыву в Бейруте "Израиль отношения не имеет".

Видеокадры и фотографии происшествия - не только мощнейшего взрыва в Бейруте, но страшных разрушений на расстоянии многих километров - вызвали в Ливане новую волну тревоги и шока. При этом страна и так находится на грани полного экономического коллапса.

Всего за несколько часов до взрыва около министерства энергетики Ливана произошли столкновения полиции с участниками антиправительственных демонстраций, которые снова требовали ответа от лидеров страны.

Эксперты предупреждают об угрозе голода или возобновления межконфессионального конфликта, если экономическая ситуация ухудшится.

Ливанцам только остается надеяться, что нынешние события - это случайная трагедия, а не спланированный заранее акт.