Общественно-политический журнал

 

Дела у «Газпрома» невеселые, а перспективы и того хуже

За первое полугодие 2020 г. поставки российского газа в Турцию сократились на 41%, в Германию за аналогичный период они уменьшились на 21%. Уходит от российского газа и Болгария. В итоге от российского трубопроводного газа продолжают зависеть только четыре не самых крупных европейских потребителя — Сербия, Венгрия, Австрия и Чехия. Да и они вскоре тоже могут сократить закупки в связи с расширением рынка сжиженного природного газа (СПГ) в Европе.

Об экспортных перспективах «Газпрома» поговорили с аналитиком энергетического рынка, партнером консалтингового агентства RusEnergy Михаилом Крутихиным.

— Мы видим, что в Европе у «Газпрома» все, мягко говоря, не очень хорошо. Однако и на востоке тоже не лучше — газпромовский трубопровод в Китай «Сила Сибири» также работает бесприбыльно.

— «Сила Сибири» никогда не окупится…

— То есть это изначально не подразумевалось?

 — Нет, конечно. Если уж у нас замминистра энергетики в Госдуме объявил, что это не коммерческий проект, то, естественно, не будет никогда никакой прибыли.

— Если «Сила Сибири» не коммерческий проект, то тогда какой? Каковы его задачи?

— Первое — надувать щеки, показать, что мы, дескать, еще и туда газ поставляем, а второе — товарищи, которые прокладывали этот газопровод получили на карман.

— То есть это такое «освоение» бюджетных средств?

 — Ну, естественно. Это перевод бюджетных средств в карманы частных лиц — друзей президента. Больше никакого экономического или политического смысла в этом проекте нет абсолютно.

— Получается, что «Газпром» сегодня работает в убыток?

 — А как еще он может работать? Российский монополист ведь до сих пор огромные деньги тратит на различные проекты вроде «Сила Сибири», «Турецкий поток». «Северный поток-2» сегодня, слава богу, приостановлен. Но денег «Газпром» получает сейчас все меньше. Больше половины поставок в Европу у него сегодня идет по ценам не долгосрочных, а краткосрочных, спотовых контрактов. То есть, по тем смешным ценам, которые сейчас существуют на европейских хабах. Эти цены не оправдывают добычу и транспортировку российского газа в центр Европы.

— Да, получается невеселая картина. А перспектива, похоже, еще хуже с учетом того, что европейцы, да и не только они, все больше переходят на сжиженный газ…

 — Совершенно верно. У «Газпрома» ведь нет сжиженного газа кроме сахалинского проекта, который он в свое время оттяпал у иностранных инвесторов. Так что, какая тут перспектива? Плохо работающая компания, принимающая неразумные решения, просаживающая деньги впустую.

— Но при этом по ТВ постоянно идет явно некоммерческая реклама «Газпрома» — «национальное достояние» и так далее. Зачем?

 — Ну, у рекламных контор тоже существуют откаты. Бюджет «Газпрома» распиливается и таким образом. Наверняка какие-то менеджеры компании делают деньги и на рекламном бизнесе. У «Газпрома», к сожалению, такая репутация…

— То есть, на словах «национальное достояние», а на деле — частная лавочка?

 — Частная лавочка чиновников и подрядчиков, которые заинтересованы не в том, чтобы максимизировать не прибыль, а издержки. Чем больше денег из газпромовского и государственного бюджета они получат, тем больше у них будет откат. Мы же видим, что происходит с зарплатами топ-менеджеров и прибылью в «Газпроме». Если компания в финансовой дыре, значит, побольше денег надо выделять тем, кто распиливает государственные средства.

— В СМИ прошла информация о том, что монополист будет активнее заниматься газификацией России. Это результат внешних поражений «Газпрома»?

 — Стоп-стоп-стоп! Во-первых, что значит «будет»? Пока они только пообещали поставить об этом вопрос. Во-вторых, пообещали даже не они, а «Единая Россия». Так что тут еще бабушка надвое сказала.

Что, «Газпром» сам будет платить за газификацию России? Поставить вопрос — еще не значит сделать. Не будет никакой газификации! Схема тут простая: для того, чтобы компенсировать компании убытки на внешних рынках, которые он понес из-за глупых инвестиционных решений, продиктованных, кстати, из Кремля, просто увеличили тарифы на газ для российского населения.

Александр Желенин