Вы здесь
Светлана Тихановская объявила Лукашенко ультиматум - у режима есть 13 дней
«Два месяца назад мы проснулись, как в обычный выходной день, и поехали голосовать. И мы все проголосовали за перемены. Два месяца назад был наш последний обычный выходной. Мы вышли на улицы, чтобы вернуть свои голоса, и получили за это пули, дубинки, тюремные камеры и циничную ложь режима. Они спрашивают нас во время ударов: «Вы хотели перемен?» Они говорят нам: «Вот вам перемены».
Мы ответим: это — не перемены. Вы сажали нас всегда, а теперь стали сажать еще больше. Вы запугивали нас всегда, а теперь стали запугивать еще больше. Вы всегда били мужчин, а теперь бьете еще женщин, детей и стариков. Не пытайтесь выдавать это за диалог. Это государственный террор. И каждый, кто еще не принял решение перейти на сторону народа — соучастник террора. Заявите публично о том, что больше не поддерживаете режим. Обратитесь к нам через фонды, письма или даже знакомых. Если вы не сделаете этого — значит это вашими руками сейчас избивают наших бабушек и дедушек. Это из-за вас им вчера угрожали оружием — возможно, впервые с их страшного военного детства.
Мы много раз говорили, что готовы к диалогу и переговорам. Но разговор за решеткой — это не диалог. Избивать свой народ после заявлений о готовности к переговорам — не диалог. Лукашенко убивает своё будущее и пытается утянуть за собой чиновников, силовиков и весь беларусский народ. Но мы этого не допустим.
Прошло два месяца политического кризиса, насилия и беззакония — и с нас хватит. 25 октября мы объявляем Народный Ультиматум.
У режима есть 13 дней, чтобы выполнить три обязательных требования:
1. Лукашенко должен объявить об уходе.
2. Насилие на улицах должно остановиться полностью.
3. Все политзаключённые должны быть освобождены.
Если до 25 октября наши требования не будут выполнены, вся страна мирно выйдет на улицы с Народным Ультиматумом. И 26 октября начнётся национальная забастовка всех предприятий, блокировка всех дорог, обвал продаж в государственных магазинах. У вас есть 13 дней, чтобы выполнить три условия. У нас есть 13 дней, чтобы подготовиться, и всё это время беларусы будут продолжать свой мирный и настойчивый протест.
Вы пытаетесь парализовать жизнь нашей страны, не понимая, что Беларусь сильнее, чем режим. Раз вы ждали приказа – то вот приказ. И срок его исполнения – до 25 октября».
Светлана Тихановская связалась с лидерами протеста на заводах в Беларуси
На встрече присутствовали представители заводов МТЗ, МАЗ, ММЗ, МЗКТ, ГродноАзот, Коммунмаш, МЭТЗ имени В.И.Козлова. Также в онлайн-звонке участвовала представитель инициативы «Честные люди» Зарина Сорокина, сооснователи фонда BySol Андрей Стрижак, Александр Подгорный и Ярослав Лихачевский.
Лидеры заводчан поделились мнениями, каким образом забастовка может проявляться на их предприятиях максимально эффективно, учитывая особенности управления и рабочего процесса.
Представители фонда подчеркнули, что каждый день работают над оказанием помощи уволенным сотрудникам заводов. Представитель «Честных людей» заявила, что запущен процесс оказания необходимой юридической помощи тем сотрудникам, кто сталкивается с давлением и необходимостью защищать свои права. Кроме того, консультации юристов касаются и самой процедуры проведения забастовок.
В ходе встречи сотрудники заводов пояснили, что главная поддержка, которая им необходима, – это поддержка беларусского народа, чувство взаимовыручки и взаимопомощи людей. И команда Светланы Тихановской сделает всё, чтобы рабочие заводов знали: они – не одни, и их поддерживает вся Беларусь.
Тихановская пошла ва-банк
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук заметил, что Лукашенко сегодня опять атакует, пользуясь поддержкой Москвы. На его взгляд, в условиях тотального контроля над вертикалью власти и силовыми структурами тем более важно, чтобы белорусское общество консолидировалось вокруг Светланы Тихановской как национального лидера.
«Это на самом деле очень серьезный тест для нее, – уточнил он. – Тихановская поставила на кон свою репутацию. И если за 13 дней ничего не случится, не произойдет подъема протестов, можно считать, что Лукашенко этот раунд борьбы выиграл. Это, вне сомнения, рискованный ход».
На данном этапе противостояние вошло в решающую фазу, полагает Ярослав Романчук: «Оно длится уже больше 70 дней. Для любого общества это очень много, это испытание на прочность. А что будет дальше, сказать трудно. Конечно же, люди устали. И какую-то стратегию выхода из противостояния они должны видеть. Если до 25 октября не произойдет никаких радикальных перемен, значит тогда забастовка. Если ее не будет, то протест начнет сдуваться».
Главное, чего хочет Лукашенко, это раздробить протест, уверен руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса: «Он ведь не разговаривает с Тихановской и членами Координационного совета, а разговаривает с Бабарикой, который зависим от президента. Таким образом, он пытается показать, чтоякобы общается со своими противниками ради стабильности в Беларуси. А ужесточение направлено на другую категорию людей, которые «радикализировались». Он показывает, что пойдет тут до конца. Так что это разные части одного и того же сценария и все ради сохранения власти», резюмировал Ярослав Романчук.
Вместе с тем он пока не заметил в действиях Лукашенко паники. Как ему представляется, паника наступит, когда Лукашенко обнаружит раскол в стане силовиков или произойдет итальянская забастовка чиновников.
Российский оппозиционный политик Леонид Гозман согласен с тем, что это рискованный ход со стороны Светланы Тихановской. По его мнению, это игра ва-банк.
«Разумеется, Тихановская находится в весьма непростом положении, – говорит он. – Члены Координационного совета в тюрьме, как и ее муж. Она в Литве и вынуждена рисковать. Однако этот шаг не только очень рискованный, но и правильный, с моей точки зрения».
Потому что надо выйти за пределы круга, по которому развиваются события, объяснил Леонид Гозман: «Идут бесконечные марши – «Марш пенсионеров», «Марш врачей», «Марш гордости» … Это все идет по кругу и надо как-то изменить статус-кво. Кроме того, какими бы ни были мужественными и героическими белорусы, определенная усталость в рядах протестующих неизбежна. А Тихановская своим ультиматумом дает новый импульс всему происходящему».
Причем, она дает импульс и протестующим людям, и власти, утверждает политик: «Власть ведь тоже будет готовиться к этому дню. А готовиться она будет тупо, как и все, что она делает. Соответственно, власть будет сама своими действиями агитировать за продолжение протеста. И Лукашенко будет работать на протест. Хороших ходов у него просто нет».
Разумеется, Лукашенко не собирается выполнять требования ультиматума, подчеркнул Леонид Гозман. Как ему кажется, это наверняка понимает и сама Тихановская: «Так что борьба вступает в решающую фазу. Да, протестующие пока не могут мирными средствами свергнуть Лукашенко. Но и Лукашенко не может управлять страной. Управление страной требует определенного уровня согласия со стороны подданных. В Беларуси же Лукашенко вполне обоснованно считают узурпатором и бандитом, который обманом захватил президентский дворец. В такой ситуации управлять страной невозможно».
В конце концов, Путин может прийти к пониманию простой вещи, что проще поменять Лукашенко на кого-нибудь другого, заключил Леонид Гозман.
Начало рельсовой войны
На перегонах Михановичи-Руденск и Олехновичи-Уша в Минской области кто-то натянул проволоку между рельсами, из-за чего автоматика БелЖД ошибочно считает, что участок занят поездом.