Вы здесь
Чем сейчас пахнет французское дело о заведомой клевете «Ив Роше»
На следующий день после ареста Алексея Навального и «химкинского суда» французские адвокаты политика обратились с запросом к косметической фирме Yves Rocher. Они также требуют от французского суда ускорить разбирательство по жалобе братьев Навальных против компании.
Речь об известном адвокате-правозащитнике Вильяме Бурдоне и другой сотруднице его бюро (Bourdon & Associés), Амели Лефевр, которые подали от имени Алексея и Олега Навальных жалобу в отношении косметической компании еще в июне 2018 года.
В феврале 2019-го дело было передано в суд города Ван (Бретань), по месту регистрации компании. В апреле того же года Навальные приезжали в Ван по вызову местного судьи и давали показания по этому делу.
Братья обвинили компанию — и конкретно бывшего директора Yves Rocher Vostok Бруно Лепру — в «заведомо ложном доносе» (2012 года), из-за которого в России было заведено «дело «Ив Роше». После чего Олег Навальный отсидел 3,5 года в колонии, Алексей Навальный год находился под домашним арестом и был приговорен к условному сроку в 3,5 года. А теперь российские власти задержали его «по следам» этого дела, отправили в «Матросскую тишину» и вскоре могут вынести реальный приговор.
Нынешний арест Алексея Навального в Шереметьево является «результатом применения старой и целиком фальсифицированной (в России) судебной процедуры», заявили в бюро, подчеркнув, что это дело было бы невозможным «без активного участия группы Yves Rocher, которая прекрасно была осведомлена о ложности этих обвинений». Жалоба, которую руководство российского представительство компании (Yves Rocher Vostok) написало на компанию братьев Навальных и которая легла в основу их осуждения (Европейский суд по правам человека признал судебные решения по этому делу незаконными), «ставит вопрос не только о моральной, но и судебной ответственности» Yves Rocher, подчеркнули в адвокатском бюро Bourdon & Associés.
От имени Алексея Навального они потребовали от компании «как минимум принести извинения, а также выразить сожаление» по поводу того, что она «содействовала процессу, который привел сегодня к его аресту» в России — «через несколько месяцев после попытки отравления».
Адвокаты подчеркнули, что ждут решения апелляционного суда города Ренна, куда они обратились в минувшем году, после того, как в ноябре 2019 года следственный судья в Ване посчитал, что «все возможные расследования проведены», сообщил «Новой» Вильям Бурдон.
Адвокат уточнил:
— С учетом того, что Yves Rocher получила статус «ассистированного свидетеля» (средний статус между свидетелем и обвиняемым – Прим. Ред.), и это означало, что она не должна предстать перед судом для разбирательства, мы потребовали, чтобы были проведены дополнительные следственные действия. В том числе — допрос должностных лиц в России и получение других внутренних документов компании, связанных с этим делом. Судебный следователь отказался. И этот отказ мы обжаловали в апелляционном суде города Ренна в мае 2020 года.
Адвокат рассказал, что сроки рассмотрения жалобы удлинились из-за пандемии, но в бюро надеются вскоре получить ответ.
Запрос «Новой газеты», направленный в компанию Yves Rocher, к моменту подписания этого материала оставался без ответа. Ранее компания заявила региональному изданию Ouest-France о том, что «не может комментировать» следственную процедуру (во Франции), которая пока продолжается.
А что касается российского «дела «Ив Роше», то оно «завершено», заверили в компании:
«Судебное решение было вынесено 30 декабря 2014 года, подтверждено апелляционным судом Москвы в 2015-м и Верховным судом России в 2018-м».
В российском суде в 2014 году представители Yves Rocher Vostok (сам Лепру в суд так и не пришел, а затем уволился из «Ив Роше») выступили на стороне братьев Навальных, заявив, что договор был полностью выполнен и никакого ущерба компания не понесла. Но суд положил в основу приговора показания Бруно Лепру, данные во время предварительного следствия.
Сам Алексей Навальный перед приездом во французский суд в 2019 году подчеркивал, что, хотя «компания поняла, во что ввязалась, и заявила, что ущерба им никто не наносил, они ни к кому претензий не имеют», но «главная бумажка» «лежала в папке» судьи: «заявление от Бруно Лепру из «Ив Роше». «Это заявление он согласовал с французским офисом», — заверил Навальный.
В августе 2014-го — за несколько месяцев до того, как братьев осудили по «делу «Ив Роше», — Леонид Волков, друг и соратник Навального, создал сайт «Один вопрос к «Ив Роше». «На сайте была петиция к компании с требованием отозвать заявление в отношении братьев Навальных. В октябре 2014-го Волков, по приглашению адвоката Бурдона, приезжал в Париж, где презентовал акцию.
Наталья Данилова
Париж