Общественно-политический журнал

 

Заявление МУС о юрисдикции над палестинскими территориями выглядит больше политическим шагом, нежели юридическим

Судьи Международного уголовного суда (МУС) пришли к выводу, что их суд обладает необходимой юрисдикцией, чтобы выносить вердикты в отношении виновных в совершении военных преступлений, совершенных на палестинских территориях. Это открывает возможность для проведения уголовных расследований.

Судьи заявили, что их решение основано на том факте, что Палестина была участницей международного соглашения о создании суда - Римского статута МУС. Они отметили, что юрисдикция МУС распространяется на «территории, оккупированные Израилем после Шестидневной войны 1967 года, в частности, сектор Газа и Западный берег, включая Восточный Иерусалим». Судьи также отметили, что принятое ими решение не является попыткой определить государственный статус Палестины или ее границы.

Израиль – не член МУС – осудил это решение, Палестинская автономия приветствовала его.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в видеообращении: «Когда МУС расследует Израиль за фейковые военные преступления – это настоящий антисемитизм». Он осудил решение судей, отметив, что Израиль защищает себя от террористов, в то время, когда суд отказывается проводить расследования в отношении жестоких диктатур, правящих Ираном и Сирией.

МИД Палестинской автономии назвал решение «историческим».

Нед Прайс, представитель Госдепартамента США, отметил в «Твиттере»: «Соединенные Штаты возражают против сегодняшнего решения МУС, касающегося палестинской ситуации». Он указал, что США продолжат противостоять «несправедливым» действиям в отношении Израиля.

Международный уголовный суд

Международный уголовный суд (сокращённо — МУС) — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления агрессии. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года.

В отличие от других международных специальных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международное сообщество давно стремилось к созданию постоянно действующего международного уголовного суда, но из-за всевозможных разногласий этот вопрос на протяжении длительного времени всегда откладывался. Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции указывала о необходимости создания специального юридического органа, который бы на постоянной основе занимался уголовным преследованием лиц, ответственных за совершение преступлений геноцида и других преступлений аналогичной тяжести. Работа над этим вопросом была поручена Комиссии международного права, которая пришла к выводу, что создание такого органа является желательным и возможным с точки зрения международного права, однако позже работа в этом направлении Генеральной Ассамблеей была приостановлена в связи с отсутствием консенсуса об определении понятия агрессии.

Только в конце 1980-х — начале 1990-х годах после окончания холодной войны к этому вопросу было вновь привлечено внимание.

международным сообществом было достигнуто общее согласие о том, что окончательно назрел вопрос об учреждении независимого и постоянного уголовного суда. На своей 52-й сессии Генеральная Ассамблея по данному вопросу постановила созвать в 1998 году под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме с участием всех государств. 17 июля 1998 года международное сообщество достигло исторического рубежа, когда 120 государств подписало Римский статут — правовую основу для создания постоянного международного уголовного суда.

МУС имеет статус независимой международной организации, и не является частью структуры ООН. Он располагается в Гааге, Нидерланды. Расходы суда финансируются за счёт его государств-участников, а также возможны добровольные взносы от правительств, международных организаций, частных лиц, корпораций и других субъектов.

Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года после его ратификации 60 странами.

Государства становятся участниками МУС, а преступления, совершённые их гражданами либо на их территории, — подсудными ему, по факту ратификации Римского статута.

По состоянию на апрель 2013 года, Римский статут ратифицировали 123 государства во всём мире (Палестина ратифицировала Статут 2 января 2015 года). Из 193 государств-членов ООН ратифицировали только 121, 31 — подписали, но не ратифицировали, а 41 — вовсе не подписали.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако так и не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не являлась. При этом Россия сотрудничала с МУС и участвовала в его работе в качестве наблюдателя. 16 ноября 2016 года Президент России Владимир Путин издал распоряжение «О направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».

Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

Самым ярым противником деятельности МУС являются США. Правительство США хотя и подписало Римский статут в 2000 году, но уже в 2002 году отозвало свою подпись. Изначально Билл Клинтон, подписывая документ, объяснил, что США не собираются ратифицировать Римский статут, пока в полной мере воочию не ознакомятся с работой Международного уголовного суда. В дальнейшем уже администрация Буша-младшего под предлогом защиты своих военнослужащих полностью отказалась от участия в Римском статуте, назвав его нарушающим национальные интересы и суверенитет США. Кроме того, в 2002 году был принят специальный Закон о защите американских военнослужащих, который разрешил применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС. США заключили также двусторонние соглашения с рядом стран, в которых обязали их не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду, а в случае нарушения этих договорённостей США прекратят оказывать им военную помощь и любую иную поддержку.

11 июня 2020 года в Государственном департаменте США состоялась совместная пресс-конференция государственного секретаря США Майка Помпео, министра обороны США Марка Эспера, генерального прокурора США Уияльма Барра и помощника по национальной безопасности президента США Роберта О’Брайена, посвященная введенным США санкциям против Международного уголовного суда.

Экономические ограничения предусмотрены против сотрудников МУС, «напрямую причастных к любым усилиям по проведению расследований и судебных процессов в отношении американских военнослужащих без согласия США».

2 сентября 2020 года государственный секретарь США Майк Помпео объявил, что Вашингтон вводит санкции против прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуды, так как, по его словам, МУС «продолжает действовать против американцев», а прокурор суда оказывает ему поддержку в этом.

В Евросоюзе санкции назвали «неприемлемыми и беспрецедентными», а также мешающими эффективной работе суда.

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив ЛеДриан также раскритиковал американские санкции, назвав их «зловещей атакой на суд», которая «ставит под вопрос независимость судебной власти».