Общественно-политический журнал

 

Почему даже полное военное превосходство не позволяет Израилю справиться с ХАМАС

Мир наблюдает за очередной вспышкой боевых действий между Израилем и террористической организацией ХАМАС, которая с 2007 года контролирует сектор Газа - часть Палестинской автономии. Это очень странная война, которая разгорается раз в три-четыре года (прошлые обострения случились в 2019-м и 2014-м) и никогда не приводит к победе какой-то из сторон. При этом Израиль обладает полным военным превосходством, его ВВС контролируют воздушное пространство над зоной конфликта, его сухопутные войска оснащены бронетанковой техникой, которой и в помине нет у ХАМАС. Казалось бы, исход противостояния предрешен.

Но нет: как и в прошлые периоды военного обострения, волна за волной ракеты, запущенные из сектора Газа накрывают кварталы израильских городов. Военные руководители страны только обсуждают возможность наземной операции, ограничиваясь массированными авиаударами по Газе и перехватом запущенных палестинскими боевиками ракет. Более того, инициатива явно за ХАМАС. Его лидеры решают, продолжать или нет ракетные обстрелы, и предъявляют Израилю ультиматумы.

Классическая теория сдерживания предполагает, что если одна из противоборствующих сторон знает, что противник способен причинить ей неприемлемый ущерб, это заставляет ее воздерживаться от нападения. И может показаться, что нынешняя ситуация эту теорию опровергает. Однако проблема в том, что у ХАМАС и Израиля совершенно разные представления о неприемлемом ущербе. Террористическую организацию совершенно не волнуют ни людские потери в секторе Газа, ни ущерб инфраструктуре, который наносят удары израильской авиации. Чем больше потерь – тем лучше (и по официальным данным палестинских властей, жертв среди мирных жителей в Палестине на порядок больше).

Ведь в результате растет моральный капитал ХАМАС накануне предстоящих выборов в Палестинской автономии: будет, что предъявить консервативным режимам Персидского залива. Израиль же сдерживается не мощью противника, а собственными представлениями о гуманности. Неприемлемый ущерб для него – каждая потерянная жизнь. Причем не только израильтянина, но и гражданских жителей сектора Газа. Поэтому прежде, чем нанести удар по многоэтажной высотке, где размещались разведслужбы ХАМАС, израильтяне заранее предупредили об этом дабы избежать жертв среди мирного населения. Террористы же намеренно атакуют жилые кварталы еврейских городов.

Эти обстоятельства нивелируют и кажущееся абсолютным превосходство Израиля в вооружениях. Главное оружие ХАМАС – ракеты, с помощью которых они могут осуществлять удары по Израилю. Первый ракетный обстрел был произведен из Газы в октябре 2001 года. Палестинцы использовали тогда самодельную ракету «Кассам». Потребовалось несколько месяцев, прежде чем эти неуправляемые снаряды смогли достать до израильского города Сдерот, находящегося в 4 километрах от Газы. По сути, «Кассам» представляет собой металлическую трубу (в первых моделях длиной около 70 см, более поздние версии достигают 2 метров), которая запускается зарядом на основе селитры. Дальность может достигать 18 километров. Система наведения практически отсутствует. С начала использования ракету просто направляли в густонаселенные кварталы израильских городов, чтобы увеличить вероятность попадания. Хотя с тех пор боевикам и удалось существенно продвинуться в разработке ракет, они по-прежнему не слишком заботятся о точности. Другие самодельные ракеты – «Кудс-101», «Седжил-55», ракетные системы залпового огня типа «Град» почти столь же примитивны, однако имеют чуть большую дальность. Так, по мнению экспертов, «Седжил-55» может преодолеть 50 километров.

Несмотря на очевидные недостатки кустарно изготовленных ракет, ХАМАС продолжает производство «Кассамов», «Кудсов» и «Седжилов» до сих пор, хоть значительная их часть даже не долетает до территории Израиля. Чтобы изготавливать более современное оружие, в крохотном секторе Газа нужно создавать довольно крупные производственные мощности. Риск, что они будут обнаружены израильской разведкой и затем уничтожены, очень велик. Что до кустарных «Кассамов» и «Кудсов», то их изготавливают в примитивнейших мастерских, которых в Газе очень много. ХАМАС не составляет большого труда возобновить производство после уничтожения какого-то количества этих мастерских. Именно примитивные самоделки и составляют большую часть арсенала террористов. Именно благодаря им ХАМАС удается осуществлять массированные обстрелы.

Впрочем, в последние годы руководство ХАМАСа заявляет, что освоило изготовление и более современных и дальнобойных ракет. В их числе называют М-75, J-80, R-160 и А-120 (названия состоят из первой буквы имени кого-то из убитых командиров террористов и цифры запланированной дальности). В этом году боевики впервые использовали ракету А-120, которая может теоретически пролететь насквозь всю территорию Израиля. Фактически, все современные ракеты ХАМАС - это клоны иранских и сирийских ракет (которые в свою очередь являются клонами китайских и северокорейских). Иран, по мнению многих экспертов, играет ключевую роль в том, что ХАМАС удалось изготавливать ракеты в секторе Газа. По сообщениям в СМИ, Тегеран наладил на своей территории подготовку специалистов ХАМАС по производству и боевому применению ракет.

Кроме того, вопреки израильской блокаде этой территории, террористам удается протащить небольшое количество ракет иностранного производства. Это иранские «Фаджр-3» и «Фаджр-5» (дальностью до ста километров), а также сирийская М-302 (до 200 километров). Как известно, Израиль вел настоящую «тоннельную войну», стремясь уничтожить каналы, по которым эти ракеты и их компоненты попадали в сектор Газа. Египетское правительство неоднократно заявляло о том, что всячески пресекает контрабанду оружия со своей территории. Однако поставки оружия в Газу продолжаются, пусть и в ограниченных масштабах. Помимо ракет, как сообщают СМИ, на сей раз ХАМАС удалось пополнить свои арсеналы и иранскими беспилотниками, один из которых был сбит израильской системой ПРО.

Ракетным атакам ХАМАС противостоит уникальная израильская система ПРО «Железный купол». Надо сказать, еврейское государство располагает системой обороны от ракет средней дальности «Хец» и системой «Праща Давида», предназначенной для перехвата оперативно-тактических ракет. Подобные средства ПРО существуют у многих государств. Однако система, способная перехватывать артиллерийские снаряды и выстрелы систем залпового огня, есть только в Израиле. Дело здесь не только в конструкторских находках создателей «Железного купола» из фирмы «Рафаэль». Задача создать такую систему изначально не ставилась военными других стран перед своей промышленностью. На поле боя куда эффективнее и дешевле (одна ракета-перехватчик «Железного купола» стоит по разным оценкам от $20 до $100 тыс., что на несколько порядков дороже тех же «Кассамов», которые она уничтожает) просто подавить огневые точки противника.

Однако ХАМАС размещает стартовые установки своих ракет прямо в жилых кварталах, обнаружить и уничтожать их непросто. Более того, командиру на поле боя понятно, какие объекты и части могут подвергнуться атаке противника, и он пытается замаскировать их. ХАМАС же намеренно расстреливает любой населенный пункт еврейского государства. Невозможно спрятать целую страну. Каждая из десятка батарей, входящих в систему «Железного купола», располагает собственным центром целеуказания радаром и четырьмя пусковыми установками. В считанные доли секунды, получив данные о пуске ракеты или выстреле «Града», компьютер рассчитывает траекторию (хамасовские поделки пока не способны маневрировать в полете), определяет? угрожает ли ракета населенному пункту? и запускает перехватчик. Сейчас Израиль продает «Железный купол» США.

Однако даже эта технически совершенная система не до конца способна, как видим, остановить террористов. Начало и конец этой специфической войны между еврейским государством и террористами определяется количеством ракет, которыми располагают последние. Как только ХАМАС удается накопить 10-12 тысяч ракет (это и происходит каждые три-четыре года) террористы начинают массированные обстрелы. Как только запас ракет истощается, боевые действия прекращаются. Израильские ВВС наносят сейчас массированные удары по объектам инфраструктуры ХАМАС, спрятанным в подземных бункерах и тоннелях. В 2014-м израильтянам удалось уничтожить две трети ракет ХАМАС на складах. Если этот успех удастся повторить, то очередная война закончится довольно скоро.

Александр Гольц

"В течение долгого времени ХАМАС и "Исламский джихад" полагались на импорт иранских ракет, доставляемых в сектор Газа по суше через контрабандные сети, действующие на границе с Египтом. Ужесточение блокады палестинской территории, введенной Израилем и Египтом, и разрыв связей между Суданом и Ираном вынудили Тегеран пересмотреть свою стратегию, сосредоточив внимание на обучении "местных" руководителей и инженеров и передаче своего ноу-хау", - пишут журналисты Le Monde Луи Имбер и Маджид Зерруки.

"Эту модель, применявшуюся также в Йемене и Ираке, от которой выиграли вооруженные группировки, близкие к Ирану, придумал бывший руководитель и тайный советник спецопераций, проводимых за пределами Ирана, генерал Касем Сулеймани, убитый американцами в январе 2020 года в Багдаде, - говорится в публикации. - "Он лично руководил обучением палестинцев баллистике, - пояснял в феврале 2020 года в интервью иранскому телевидению лидер "Исламского джихада" Зияд аль-Нахала. - Но он не довольствовался отправкой нам оружия, он предоставил нам технологии и возможности для изготовления этих ракет самостоятельно. Сегодня мы с гордостью сообщаем, что у сектора Газа есть тысячи ракет. Наша технология представляет собой иранскую технологию, благодаря нашим братьям, Стражам Революции".

"Иранцы годами готовили инженеров и техников ХАМАСа - и в меньшей степени - "Исламского джихада" - в Иране. Они также внедрили специалистов в сектор Газа, чтобы помочь этим группировкам создать промышленную базу для производства собственных ракет", - добавляет один израильский источник. Фактически снаряды средней и большой дальности, выпущенные из сектора Газа, по большей части являются родственниками ракеты "Фаджр", разработанной Ираном", - указывает издание.

"У такого процесса есть свои пределы, поскольку ракеты не оснащены системами наведения, которые невозможно изготовить на месте, но он соответствует политическим целям палестинских группировок в секторе Газа, которые в настоящее время являются объектом расследования Международного уголовного суда (МУС) по поводу военных преступлений. Дело не столько в точности попадания, сколько в том, чтобы любой ценой нанести удар по израильскому городу", - поясняют журналисты.