Общественно-политический журнал

 

Не сказал ли вице-адмирал вслух то, что на самом деле думают в Германии?

"Сходил в мировую политику" – такой ехидный заголовок предпослала газета Welt сообщению об отставке вице-адмирала Кая-Ахима Шёнбаха. "Пропутинские", по выражению немецких СМИ, высказывания главы ВМС Германии, сделанные им в ходе визита фрегата "Бавария" в Индию, вызвали громкий скандал.

Шёнбах сказал, что Крым потерян для Украины навсегда и никогда не вернется в ее состав, что Путину нужно "оказать уважение", а тревоги по поводу готовящегося вторжения российских войск в Украину назвал "абсурдными". И вообще с Россией нужно, по мнению адмирала, "кооперироваться".

В Киеве были потрясены и возмущены этим заявлением. Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник даже подчеркнул, не особо стесняясь в выражениях, что подобный "цинизм" и "немецкое высокомерие" заставляют вспоминать о временах нацизма, когда к украинцам относились как к "недочеловекам".

Мгновенно последовала и официальная реакция Берлина на выступление главкома. Сначала представитель министерства обороны Германии, а потом и сама министр Кристина Ламбрехт заявили, что высказывания вице-адмирала "ни по сути, ни по формулировкам" не соответствуют официальной позиции страны. Комментаторы в СМИ единодушно потребовали отставки Шёнбаха. Ему предстояло держать ответ перед генеральным инспектором бундесвера, но он предпочел покинуть свой пост еще до этого добровольно. И написал в Twitter, что сказанное было его личным мнением и по существу "безусловной ошибкой".

Отставку "сходившего в мировую политику" главы ВМС приветствовали практически все. В Германии очень критично относятся к политическим высказываниям военных. Во главе министерства обороны всегда стоит гражданское лицо, решения об участии, например, в международных миротворческих операциях ООН принимают бундестаг и правительство. И, конечно, считается совершенно недопустимым, когда делаются публичные заявления, столь радикально расходящиеся с официальной позицией.

Но не сказал ли вице-адмирал вслух то, что на самом деле думают в Германии многие политики и военные? По крайней мере, о том, что нужно "кооперироваться" с Россией? Некоторые немецкие комментаторы, например автор статьи в газете Tageszeitung, именно этот вопрос и задают – правда, риторически, не отвечая на него.

Как бы то ни было, но позиция Германии, отличающаяся здесь от позиции ее партнеров по НАТО, вызывает, мягко говоря, удивление не только в Украине. Практически одновременно со скандалом с Шёнбахом началось обсуждение запрета, наложенного правительством ФРГ на реэкспорт вооружения в Украину из Эстонии. Речь идет о противотанковых ракетных комплексах и 122-миллиметровых гаубицах – еще из арсеналов Национальной народной армии ГДР. После объединения Германии их продали Финляндии, затем Финляндия отправила их в Эстонию. Реэкспорт в Украину должен быть одобрен немецкими властями, но они Эстонии в этом отказывают. Почему?

Германия в течение уже многих лет проводит жесткую рестриктивную политику в области экспорта вооружений. Не только летальное, но и оборонительное немецкое оружие, если его можно использовать как летальное, не экспортируется напрямую и не реэкспортируется из третьих стран в страны, участвующие в вооруженных конфликтах. Украина – не первая страна, которой Германия здесь отказывает. Еще один пример – Саудовская Аравия, поставлявшая немецкое оружие воюющим сторонам в Йемене.

Соответствующее решение было принято прежним правительством Ангелы Меркель. Новый коалиционный договор подтвердил приверженность этой рестриктивной политике. Это всячески подчеркивают и министр иностранных дел Анналена Бербок от партии "зеленых", и министр обороны, социал-демократ Кристина Ламбрехт. Последняя считает, что нужно сделать упор на "деэскалации" конфликта, а значит, военная помощь Украине сейчас "нецелесообразна".

Однако не все в Германии с этим согласны. Так, известный политик Свободной демократической партии Мари-Агнес Штрак-Циммерман, возглавляющая парламентский комитет по обороне, убеждена, что в случае Украины необходимо сделать исключение. В интервью одному из крупнейших новостных каналов она сказала: "Речь идет об агрессии России против Украины. Есть много возможностей ей противостоять. Поставки оборонительного оружия – одна из них".

Такой точки зрения придерживаются и многие обозреватели. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung считает отказ от военной помощи Украине "не соответствующим духу времени" и подчеркивает, что эта помощь отвечала бы интересам Германии и всей Европы.

Самый популярный немецкий таблоид Bild открыл свой выпуск в понедельник интервью мэра Киева и в недавнем прошлом – очень популярного в Германии боксера Виталия Кличко, в котором тот обвинил Германию в "предательстве друзей". Говоря об отказе от поставок оружия Украине, Кличко употребил формулировки Уголовного кодекса: "неоказание необходимой помощи", "оставление в опасности".

А авторитетный Фонд науки и политики опубликовал многостраничный детальный анализ ситуации на границе России и Украины, озаглавив его: "Логика оборонительной помощи Украине".

Изменения, как он ее называет, "отрицательной установки" правительства Германии в отношении поставок оружия Украине требует и ведущий внешнеполитический эксперт главной оппозиционной партии – христианских демократов – Юрген Хардт. Он даже называет конкретные виды оборонительного оружия, которые, по его мнению, даже Россия не может серьезно оценить как часть агрессивных действий, – противотанковые ракеты и ракеты "земля-воздух".

Но пока министерство обороны ФРГ объявило только о том, что отправит в Украину полностью оснащенный полевой госпиталь и обучит медицинский персонал. Всё это обойдется в 5,3 миллиона евро. Кроме того, обсуждаются поставки "небоевого" снаряжения, о чем еще в мае говорил побывавший тогда на демаркационной линии в Донбассе Роберт Хабек, один из лидеров входящей в правительственную коалиции партии "Зеленых".

Возможно, Украина получит также бронежилеты, защитные шлемы и другое оснащение, о недостатке которого сказал в субботу в интервью газете Handelsblatt посол Украины в Германии Андрей Мельник.