Вы здесь
Международный Уголовный суд ООН может предъявить Путину обвинения
В Украине, под эгидой Международного Уголовного суда ООН, работает Трансатлантическая совместная следственная комиссия, в составе которой – криминалисты из США, Великобритании, Евросоюза и Украины. Они заняты сбором улик и свидетельских показаний о предполагаемых военных преступления российских военных на украинской территории.
«”Осудят ли кремлевских лидеров за военные преступления, совершаемые российской армией в Украине?” – вопрос, который сегодня интересует Киев и его западных партнеров», – отметил Марк Грин, директор аналитического Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне.
Клинт Уильямсон, старший научный сотрудник Института Маккейна при Университете штата Аризона уверен, что возможно выдвинуть обвинения против президента Путина и его генералов в причастности к военным преступлениям в Украине. Однако увидеть их на скамье подсудимых в Гаагском трибунале будет непросто:
«Очевидно, Путин чувствовал, что он всесилен и достаточно защищен, и никогда не столкнется с какой-либо формой правосудия. Возможно, что в долгосрочной перспективе это так, но, в конечном счете, он приобретет статус парии, который прилепится к нему еще сильнее, если ему предъявят обвинение».
Уильямсон возглавляет американскую группу в составе Трансатлантической совместной следственной комиссии. «Мы привлекли к расследованию когорту людей, имеющих опыт работы в трибуналах по аналогичным делам в рамках Международного уголовного суда по Югославии, Руанде, Сьерра-Леоне», – говорит он. По мнению Уильямсона, «сейчас масштабы преступлений намного больше».
По словам Уильямсона, сбор улик и создание общей базы данных по расследованию каждого отдельного преступления имеет важное значение – в конечном счете, это позволит выстроить доказательную базу для обвинения высшего командного состава ВС РФ, от которого исходили преступные приказы.
«Связывание улик по всей цепочке командования – это почти отдельный процесс, но он связывает эти преступления или группы преступлений с людьми, находящихся на самом верху. И, в итоге, это может дойти до высшего политического и военного руководства. Я думаю об этом, когда слышу заявления, которые исходят от Кремля - когда, например, президент Путин вручает медали той самой части, которая находилась в Буче».
Именно Уильямсон расследовал преступления против человечности в Косово, в результате чего экс-президент Югославии Слободан Милошевич оказался на скамье подсудимых в Гаагском трибунале: «Когда я начал работу в трибунале по Югославии в 1994 году, этот суд был совершенно новым. Мало кто верил, что у нас что-то получится. Большинство считало, что, в лучшем случае, суд приговорит нескольких лагерных охранников, а затем исчезнет. Но мы увидели, что суд смог привлечь к ответственности Ратко Младича, Радована Караджича, Слободана Милошевича. Мы стали свидетелями подобных процессов по всему миру. На них судили бывших глав государств, которые когда-то считались неприкасаемыми – Чарльза Тейлора, Саддама Хусейна, Хиссена Хабре, Омара аль-Башира».
Уильямсон резюмировал, что главная задача Международного уголовного суда – не допускать преступлений против человечности: «Я верю в международную систему правосудия, и, очевидно, одна из целей, которой мы надеемся достичь с помощью этих процессов, чтобы они оказывали сдерживающий эффект».