Вы здесь
Подшипниковая отрасль в стране практически вся «загнулась»
В начале июня главный поставщик грузовых вагонов для ОАО "РЖД" – Тихвинский вагоностроительный завод, на котором из 50-тысячного населения Тихвина трудится 7 тысяч человек, остановил свою работу и отправил большинство сотрудников в отпуск с сохранением 2/3 заработной платы. Из всех подразделений предприятия работу продолжает только "Титран-Экспресс", осуществляющий ремонт подвижного состава. Фактически простой начался во второй половине мая, когда сотрудники предприятия были отправлены в двухнедельный отпуск. Официальной причиной производственной "паузы" назвали корректировку закупок вагонов со стороны операторов.
Однако через две недели персонал предприятия уведомили о том, что отпуск продолжается. Теперь причина была совершенно другая – дефицит буксовых подшипников конического типа, производившихся на совместном предприятии "Тимкен ОВК".
После введения санкций из-за вторжения России в Украину американские партнеры приняли решение об уходе из страны и прекратили поставки комплектующих, без которых сборка подшипников невозможна. В конце мая директор Челябинского кузнечно-прессового завода Андрей Гартунг рассказал о планах наладить производство кассетных подшипников на ЧКПЗ и заявил, что производство данного вида подшипников в России полностью остановлено. А альтернативные варианты решения проблемы с локализацией производства и поставок комплектующих из Китая пока лишь прорабатываются.
На транспортном форуме "Подвижной состав: производство и ремонт в новой реальности" исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" Евгений Семенов подтвердил информацию начальника Департамента технической политики ОАО "РЖД" Владимира Андреева о том, что первые образцы подшипников с импортозамещенными комплектующими должны появиться в конце июня-июля. Однако корреспонденту Север.Реалии Семенов сказал, что сроки внедрения в производство новых подшипников на каждом предприятии разные.
По его словам, производство кассетных подшипников и их комплектующих – высокотехнологичное, оно требует высокоточного оборудования и особых технологий. Подшипники эксплуатируются при температуре от -60 до +50 °C на увеличенных межремонтных пробегах, поэтому и к смазке, и к стали предъявляются особые требования, и сроки осваивания такой продукции у каждого конкретного предприятия будут отличаться.
– Все зависит от объема изменений, вносимых не только в конструкторскую документацию заводов-изготовителей, но и производственные процессы. Нужна разработка и согласование программ и методик испытаний, проведение процедуры постановки продукции на производство. И универсального подхода здесь нет, все индивидуально. Поэтому для получения более детальной и развернутой информации целесообразнее обратиться напрямую на заводы. Нам, как вагоностроителям, остается надеяться, что уже в июле мы сможем вернуться к производству инновационных грузовых вагонов, – говорит эксперт.
Служба безопасности по соцсетям
На днях губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что проблему с комплектующими, которые ранее закупали в "недружественных странах", планируется решить в ближайшие полтора-два месяца. Сотрудники ТВЗС перспективой просидеть без работы неопределенное время не очень воодушевлены.
"Что значит возобновить производство в течение двух месяцев?! Мы уже почти два месяца сидим дома и ещё два сидеть?!" – такой комментарий сотрудницы предприятия появился под постом с заявлением Дрозденко. "Я бы посоветовал сажать огород и хрюшку заводить, наши родители так и выживали в 90-е. Или переезжать", – пишет Сергей Крюков. Тема огородов как способа выживания и воспоминания об опыте девяностых нашла горячий отклик и у других комментаторов.
Пока в городских пабликах Тихвина кипят страсти, сотрудники завода усиленно ищут подработки. "Заводчане, ну чё, кто где устроился? Сунулся на пилораму, все забито, по ходу все 7к (7 тысяч) безработных ринулись на подработки, это кабздец, чё делать-то? Уезжать куда-то жена не пускает, а у нас ипотека, уже просрочил месяц. Говорят, до августа точно можно отдыхать, а потом тоже фиг знает что. Кто где работает щас, скиньте хоть варики (варианты)". Впрочем, руководство ТВСЗ, заявило, что работников отправили в простой с выплатой 2/3 от средней заработной платы на предприятии. Никаких конкретных цифр при этом не называлось. Некоторые пользователи писали, что по факту при выходе в простой получили на руки по 3–4 тысячи рублей, но подтвердить эту информацию не представляется возможным, поскольку действующие сотрудники предприятия боятся общаться даже на условиях анонимности. Одна из работниц ТВСЗ в ответ на просьбу рассказать о ситуации на заводе написала: "Нет, сорри, каждый сотрудник подписывал договор о неразглашении, и я в том числе". Когда корреспондент Север.Реалии обратился с аналогичной просьбой к ее коллеге, работающему вахтовым методом, тот охарактеризовал происходящее словом “дурдом”, но очень быстро прекратил общение. "В соцсетях работает служба безопасности завода. Поэтому я не знаю, кто ты", – написал он и перестал отвечать на вопросы.
Ушел с ТВСЗ – заплати
Некоторые сотрудники ТВСЗ не хотят дожидаться, когда завод вернется к нормальному режиму работы и хотят уволиться уже сейчас. "Подскажите, кто знает, завод платил полгода за съемную квартиру, давал подъемные. Теперь хочу уйти, но отработал не до конца год, а девять месяцев. Кто знает какую сумму берет завод? И как ее выплачивают?" Такой пост-вопрос появился в группе ВК "Подслушано ТВСЗ. Тихвин". Максим Чернышов недавно уволился с предприятия, он рассказал корреспонденту Север.Реалии, как это было.
В Тихвин он приехал вместе с супругой из Тулы. Увидели объявление в интернете о том, что заводу требуются сотрудники. Оба устроились работать в цех по сборке торцевых стен хопра. Максим сварщиком, жена – крановщицей. При трудоустройстве завод выплатил "подъемных" 10 тысяч рублей и каждый месяц компенсировал четыре тысячи рублей на аренду жилья. На эту сумму можно либо оплатить заводское общежитие с проживанием до 4 человек в комнате, либо снять квартиру. Зарплата Александра была 40–45 тысяч рублей, и большая ее часть, по словам мужчины, уходила просто на жизнь. Плюс съем жилья: аренда однокомнатной квартиры в Тихвине начинается от 12 тысяч рублей. Проработав на заводе восемь месяцев, супруги поняли, что трудятся фактически "за еду", и отложить у них практически ничего не получилось. При увольнении и досрочном расторжении годового контракта завод выставил им счет на 75 тысяч рублей – подъемные и компенсация за жилье.
– Об условиях контракта я знал. Но, когда заключал его, думал, что все будет нормально, доработаем. Отложили, конечно, что смогли, с этой работы, но получилось совсем немного, – говорит Максим.
Сообщив о продлении отпуска для сотрудников, директор ТВСЗ Максим Кузьменко заявил, что первоочередной задачей считает сохранение всего коллектива предприятия. "После восстановления производства вопросы развития мотивационной системы будут рассмотрены в первоочередном порядке. Конечно, каждый человек переживает ситуацию по-разному. В ближайшее время мы проведем массовые мероприятия на сплачивание коллектива. В целом заводчане с пониманием относятся к происходящему", – подытожил Кузьменко.
Какие именно мероприятия должны "сплотить" коллектив, он не уточнил.
Вроде бы простые вещи. Но это не так
Кассетные подшипники – иностранное ноу-хау. Их использование позволяет увеличить межремонтные пробеги грузовых вагонов до одного миллиона километров. Серийное их производство в России началось в 2009 году с запуска в Саратове сборочной линии компании "ЕПК-Бренко" (совместно с американской компанией Amsted Rail). В 2012–2013 годах кассетные подшипники начал собирать тверской завод SKF. Позднее их сборку освоили и на площадке Тихвинского вагоностроительного завода – "Тимкен ОВК" (также совместном предприятии с американской Timken). Однако за 14 лет самостоятельного производства ключевых компонентов кассетных подшипников – роликов, уплотнителей, сепараторов и смазки, в России так и не создали. Все попытки сделать это закончились ничем. Ролики, смазка – вроде бы простые вещи. Но только на первый взгляд.
– Это очень высокотехнологичное производство, в котором необходимо учитывать целый ряд факторов, – объясняет исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" Евгений Семенов. – Нужно "поймать" золотую середину в разбеге температур, чтобы подшипник не перегревался при работе. Здесь требуется и высокоточное оборудование, и технологии. Есть определенные требования к смазке и к стали. Это на порядок сложнее, чем цилиндрические подшипники, хотя и их производить непросто. Подшипниковая отрасль вообще очень высокотехнологичная и требует глубокой проработки и серьезного подхода. Не так легко заменить все эти импортные составляющие, как кажется. Пока непонятно, ушли западные партнеры или нет. Поменялись лейблы, не поменялись… Нет ни у кого открытой информации. Нас заверяют, что все будет хорошо. Мы в это верим и надеемся.
Однако у самих вагоностроителей настроения далеки от оптимизма.
– Своя подшипниковая отрасль в стране практически вся "загнулась". Ну а по сегодняшней ситуации… Голову на рельсы, что называется, никто не кладет. Органы власти никак не помогают. Одни собрания, на которых только тратится время, и толку от которых ноль, – говорит собеседник Север.Реалии, хорошо знающий проблемы отрасли, но попросивший не указывать его фамилию. – Способы решить проблему есть: принять административное решение по ускоренной сертификации и постановке на производство, убрать заградительную пошлину, составляющую сейчас 41%. Вот это была бы реальная помощь. Но ничего этого нет. Те, кто управляет процессами, просто прикрывают свою "пятую точку". Мы вообще входим в тяжелое время. Если будем производить в год по 40–45 тысяч вагонов, уже будет хорошо.
Между тем на Петербургском международном экономическом форуме Объединенная вагоностроительная компания, владеющая ТВСЗ, подписала два соглашения: с Уральским горнопромышленным холдингом на поставку 5000 вагонов и с Объединенной химической компанией "Уралхим" на поставку полутора тысяч хопперов-минераловозов. Поставки запланированы на 2022–2024 годы. Но собирать кассетные подшипники Тихвинскому вагоностроительному заводу на сегодняшний день не из чего.
Объединенная вагоностроительная компания не единственное предприятие в России, которое вынуждено остановить производство из-за ухода иностранных партнеров. О приостановке деятельности в России заявила Amsted Rail, работавшая вместе с саратовской ЕПК, и SKF. Завод компании в Твери пока продолжает работать под руководством российского менеджмента. Между тем аналитики предрекали, что объектом западных санкций наряду с предприятиями, связанными с ВПК, станут наукоемкие отрасли. О возможных последствиях санкций говорили и отраслевики. Еще в 2019 году генеральный директор компании ЕПК Александр Копецкий указывал, что низкий уровень локализации производства кассетных подшипников делает Россию полностью зависимой от поставок иностранных инвесторов, и эта зависимость может быть использована в будущем как санкционный инструмент.