Общественно-политический журнал

 

ЕС запретил всему миру поставлять России европейские комплектующие для производства оружия. Но она их успешно покупает

В новый санкционный пакет Евросоюза вошел запрет на экспорт товаров и технологий, связанных с авиацией и космической отраслью, включая авиационные двигатели и их детали, — в том числе посредством третьих стран. Это касается также продажи деталей для беспилотников и непосредственно самих БПЛА.

Ранее Россия могла закупать детали у посредников — партнеров западных компаний в нейтральных юрисдикциях, теперь же в случае передачи товара России эти структуры окажутся под европейскими санкциями. Собственные БПЛА, например Ирана, состоят из западных комплектующих. Большинство деталей самолетов производится компаниями в США, Европе и других странах-союзниках. Авиационные детали во многих странах производятся по лицензии Boeing и Airbus.

«Маловероятно, что у кого-то есть вообще всё свое. Возможно, близко к полному циклу есть у США. Не очень далеко от полного цикла есть у Китая, но думаю, что вся надежда России теперь на контрабанду», — сообщил эксперт в аэрокосмической отрасли.

По данным украинской разведки, анализ сбитых в Украины иранских дронов, которые использует Россия, показал, что 75% компонентов этих БПЛА имеют американское происхождение.

15 декабря было опубликовано расследование, в котором говорится, что западные компании продолжают поставлять России комплектующие для российских беспилотников «Орлан-10». Также западные страны продолжают поставлять в Россию полупроводники, в частности, — через Эстонию. Таллиннская компания Elmec Trade OÜ с 1 апреля по 31 октября отправила в Россию товаров на сумму не менее $17 млн.

Запад запретил продавать России комплектующие для производства оружия. Но она их успешно покупает

«Да, мы под санкциями, да, были какие-то опасения, но последствий я не заметил. Хотя нет, и последствия были. Мы стали более авторитетной компанией, большим уважением стали пользоваться — просто так же санкции не дают. Удостоились санкций от одной из самых сильных держав мира — этим только гордиться надо», — рассказал корреспонденту «Важных историй» Алексей Терентьев. Он один из владельцев петербургской компании «Специальный технологический центр» (СТЦ), которая делает «Орланы». «Мы были амбициозны, старались использовать лучшее», — вот почему в российском беспилотнике так много иностранных комплектующих, объяснил он.

В реальности насчет «лучшего» — это преувеличение. Иностранные комплектующие далеко не самые современные. «Это российская стратегия — использовать в вооружении устаревшие технологии, за которыми не следит экспортный контроль», — указывает Эрик Вудс, эксперт Центра исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина. Как выяснили «Важные истории», часть компонентов СТЦ закупает во вполне мирной российской сети «Ситилинк» (примерно на 300 миллионов рублей с января по май этого года).

Под американские санкции СТЦ попала в 2016 году за «помощь ГРУ в проведении радиоэлектронной разведки». СТЦ делает не только «Орланы» — есть, например, данные, что она разработала шпионскую программу Monokle для смартфонов. Только в 2022 году СТЦ получила по контрактам с ГРУ больше трех миллиардов рублей. 

Еще один закон, «О противодействии противникам Америки посредством санкций», принятый в 2017 году, определил СТЦ как часть разведывательного комплекса России и запретил любые «значительные» сделки с компанией.

На сайте Академии связи есть страницы двух совладельцев СТЦ — уже знакомого нам полковника Алексея Терентьева и Олега Царика. Они специалисты по радиоразведке и авторы многих десятков внедренных изобретений.

Но сегодня СТЦ занята прежде всего «Орланами». «В связи с высокой востребованностью „Орланов“ у нас нет ресурсов что-то другое сейчас делать. Потребность в них гораздо больше, чем мы можем производить», — сказал «Важным историям» полковник Терентьев.

«СМТ-Айлогик» называет себя одним из крупнейших поставщиков электротехнического оборудования и запчастей в России. С 2017 года компания импортировала в Россию продукции примерно на 70 миллионов долларов (около 4,5 миллиарда рублей), причем годовые объемы поставок за это время выросли в десять раз. 

«СМТ-Айлогик» — поставщик, заточенный под одного клиента. Она снабжает комплектующими подсанкционную СТЦ, которая является ее главным покупателем (в прошлом году обеспечила около 80% выручки). С другой стороны, для СТЦ «СМТ-Айлогик» является главным продавцом (в январе-мае этого года СТЦ заплатила ей около 1,4 миллиарда рублей, больше чем любому из других поставщиков).

«СМТ-Айлогик» была основана вскоре после аннексии Крыма, в 2015 году. Около двух лет у нее были с СТЦ общие совладельцы, но потом очевидная связь была разорвана. Сейчас «СМТ-Айлогик», возможно, записана в реестре не на тех, кому на самом деле принадлежит.

Так, одна из совладельцев, Ирина Хресцова — на самом деле врач-терапевт. Возможно, она супруга одного из сотрудников СТЦ Павла Хресцова (помимо общей фамилии, у них также одинаковый адрес регистрации). «Что я могу об этом знать?» — сказала она корреспонденту «Важных историй» в ответ на вопрос об импорте иностранных комплектующих в Россию.

Еще трое совладельцев «СМТ-Айлогик» — Аркадий Слепеньков, Ирина Шихалева и Александр Шепилов — значатся в списке сотрудников СТЦ за 2021 год. Слепеньков не стал отвечать на вопросы «Важных историй». Шихалева сказала, что «никак не связана» с импортом комплектующих в Россию и повесила трубку. 

По меньшей мере 16 человек в 2021 году работали сразу в обеих компаниях — СТЦ и «СМТ-Айлогик». Не говоря о том, что у обеих компаний в Петербурге общий адрес (проспект Непокоренных, 17) и телефон. При звонке на него ответила сотрудница СТЦ, которая подтвердила, что «СМТ-Айлогик» «находится рядом».

Россиянин Антон Трофимов владелец гонконгской Asia Pacific Links — главного поставщика иностранных комплектующих «СМТ-Айлогик». Офис Asia Pacific Links находится в обшарпанном здании в переулках Гонконга; вывески нет, но человек на ресепшн подтвердил, что компания с таким названием действительно делит тут одну из комнат с тремя другими арендаторами, и время от времени в офис ходит какой-то «иностранец».

С 2017 года Asia Pacific Links снабдила «СМТ-Айлогик» комплектующими на 12 миллионов долларов, причем около половины этой суммы пришлось на период с начала российского вторжения.

Практически все товары, которые «СМТ-Айлогик» импортировала в Россию, прибыли из Китая. В таможенных данных указано, что эти товары невоенного назначения. 

На своей странице в LinkedIn Трофимов указывает, что живет в Канаде, в Торонто. Его дом расположен в районе Ист-Йорк и выгодно отличается от ветхого гонконгского офиса. Но застать его дома не удалось, а на письмо по электронной почте он не ответил.

Игорь Каждан стоит на пороге своего дома во Флориде в футболке и шортах. Он не понимает, почему им заинтересовались журналисты. Да, он поставлял электронные комплектующие в Россию, но масштабы поставок были небольшими: «Не думаю, что это уж такая большая проблема. Не думаю, что вам надо писать об этом». 

Каждан, также известный как Алекс Стэнтон, имеет и российское, и американское гражданство. Его компания Ik Tech, офис которой находится прямо у него дома, с 2018 по 2021 год поставила в Россию товаров на $ 2,2 миллиона. Больше 90% из них составили заказы «СМТ-Айлогик». Среди этих товаров были, например, почти 1400 процессорных модулей GUM3703FEBY производства Gumstix — точно такие же были найдены в российских «Орланах» в Украине. 

В феврале этого года, за две недели до вторжения России в Украину, Каждан был арестован по обвинению в контрабанде продукции военного и двойного назначения в Россию. На суде он рассказал, что вести дела с Россией начал после встречи с некими российскими менеджерами на конференции по спутникам в 2016 году. Они склонили его к поставкам продукции в обход экспортных ограничений.