Общественно-политический журнал

 

Стычки на ирано-афганской границе продолжатся, но войны не будет - война требует ресурсов

27 мая на границе Ирана с Афганистаном произошло столкновение между иранскими пограничниками и талибами, в результате чего несколько человек погибли. Иран после инцидента закрыл главный коммерческий пограничный переход между странами Милак — Зарандж.

Доцент Ноттингемского университета в Малайзии Юлия Рокнифард рассказала The Insider, что мелкие столкновения между Ираном и Афганистаном неизбежны и в будущем, однако опасаться полномасштабной войны не стоит, поскольку она абсолютно невыгодна обеим сторонам.

«Для ”Талибана” война — это основное занятие, которым многие талибы занимались всю жизнь. Нельзя сказать, что ”Талибан”, придя к власти, вдруг стал обычным правительством, и неудивительно, что приграничные споры с перестрелками возникают. Другое дело, что Иран для Афганистана по-прежнему очень важен, у них очень масштабные торговые связи. Афганистан во многом полагается на Иран. Считается, что Иран рассматривал приход талибов к власти как стратегически полезный для себя. Несмотря на то, что Иран не признал [официально] правительство талибов, множество встреч проходят между властями стран. Кроме того, Иран разрешил талибам использовать здание посольства Афганистана в Тегеране.

В Афганистане нет никакой готовности к полномасштабной войне, разве что Пакистан даст им оружие. Иран — это гораздо более сильная держава, чем Афганистан, но протяженность границы между странами составляет 800 км, что довольно много для обеспечения ее безопасности и ведения открытого конфликта. Это требует огромных ресурсов, которые Ирану есть куда направить, помимо войны с соседом.

Еще при первом правительстве ”Талибана” иранских дипломатов в городе Мазари-Шариф просто убили [в 1998 году]. Иран даже тогда не начал полномасштабный конфликт».

Тегеран и Кабул конфликтуют по отдельным вопросам, один из которых — использование воды из реки Гильменд. Между странами в 1973 году было подписано соглашение, согласно которому в Иран, расположенный ниже по течению, должно поступать определенное количество воды. В последнее время иранские власти заявляли, что воды поступает недостаточно, из-за чего провинция Систан и Белуджистан страдает от засухи, и обвинили афганцев в том, что они блокируют и перенаправляют поток. Афганская сторона отвергает эти обвинения, жалуясь на изменение климата и нехватку воды.

«На прошлой неделе президент Ибрахим Раиси высказывался довольно жестко по поводу спора о водных ресурсах. Некоторые талибы снимали видео, где насмехались над его заявлениями. Было видео, на котором один из лидеров ”Талибана” зачерпывает из реки Гильменд канистру воды и говорит: “Ой, как же мы боимся. Вот, я тебе канистру воды налил. Забирай и не нападай, пожалуйста“.

Есть споры по процедурным вопросам среди технических иранских экспертов. Афганистан не пускает их посмотреть, в чем дело, но есть информация со спутников по поводу перенаправления воды. Систан и Белуджистан — это самая засушливая провинция, там вообще проблема с водоснабжением, изменение климата ударило по ней очень сильно, и это очень бедная провинция. Как мы знаем, в Иране в последние годы, особенно с прошлого сентября, идут протесты. Их поддерживают различные слои населения, поднимается и тема экономического развития Систана и Белуджистана. Эти процессы засушливости идут уже 30 лет. Для Ирана это имеет и политическое значение — вот этот спор по поводу воды».