Общественно-политический журнал

 

Огневое мракобесие

23.04.2011

Отличительной особенностью празднования Пасхи стало своеобразное соревнование СМИ в перечислении чудесных подробностей о "благодатном огне" в иерусалимском храме Гроба Господня. В паломничество за огнем под предводительством главы РЖД Владимира Якунина вот уже который год вылетает сборная «солянка» из чиновников, депутатов, сенаторов, телевизионщиков и прочих приближенных особ, причем самого разного вероисповедания.

В этом году ожидается прямая трансляция огненного шоу на восьми основных телевизионных каналах. Мы услышим от этой разношерстной публики с лощеными лицами слова о чуде и откровении, которые приносит «благодатный огонь», способствующий "духовно-нравственному возрождению общества".


На Руси эта легенда была известна уже с XII века по рассказам паломников и лубочным картинкам. Но вплоть до 20 века она не вызывала массового "огненного психоза". Уровень церковной культуры и нравы русского духовенства порождали недоверие народа к подобным сказкам.

Основатель Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий Успенский (1804-1885) в своих воспоминаниях рассказывает, как иерусалимское духовенство "зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова" (Порфирий Успенский. Книга бытия моего. СПб, 1896. Т. 3. С. 299). На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что происходит, святогробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают тут же, как только узнают правду.

Утверждение о божественном происхождении огня есть сознательный обман, вопрос порядочности и нечестности, а не веры и неверия.

Результатом оболванивания россиян «смехопанорамами» и «аншлагами» с телевизионных экранов, распространения суеверий и мистики, петриков и ванг может быть лишь снижение сознательности людей, уничтожение критического мышления и способности разбираться в качестве и достоверности получаемой информации. Может ли быть ответственной и адекватной жизненная позиция, воспитанная в атмосфере показного невежества, тотальной лжи, средневековых поверий и предрассудков?

http://zdravomyslie.ru/


Цитата:

Из мемуаров князя Феликса Юсупова

1914 г.

На Страстной посещали мы службу в церкви Гроба Господня. В Великую Субботу Ирина прихворнула, и я пошел один. С места своего наблюдал я за необычной церемонией, совершаемой в этот день. Накануне городские власти налагают печать на святилище посреди храма, куда, как уверяют, в Великую Субботу утром нисходит божественный огонь – зажечь тридцать три патриаршие свечки. Патриархи, армянский и греческий, идут во главе процессии, и, чтобы видела паства, что у них ни спичек, ни огнива, обысканы у входа солдатами-мусульманами. А в храме ждут паломники. В руке у всякого тридцать три свечечки. Патриархи подходят к святилищу, взламывают печати, входят. Миг – и в обеих окошках церковных явлены зажженные свечи. Народ устремляется к чудесному пламени. И священники поспешно уводят патриархов, желая уберечь их святейшества от чрезмерных восторгов толпы.

Увиденное ошеломило меня. Мерцали тысячи свечей, и храм казался огненным океаном. Люди словно обезумели: рвали на себе одежду, обжигались свечным пламенем. Нестерпимо запахло горелым мясом. Казалось, я участвую в сцене всеобщей истерии. Ко Гробу Господню было не подступиться.

http://fictionbook.ru/author/yusupov_feliks/knyaz_feliks_yusupov_memuari... 

 

Официальное отношение высших иерархов РПЦ было высказано в Актовой речи 9 октября 1949 года: Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного»


Профессор Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский:

«Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа, божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли — хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий — православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского — весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение „благодатного огня“.»

В 2009 году было написано открытое обращение от имени Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого к патриарху Кириллу с просьбой дать от имени полноты Русской Православной Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку данному явлению.

Со стороны Армянской Апостольской Церкви, непосредственно участвующей в церемонии, говорится, что греческий Патриарх входит в пещеру Гроба Господня вместе с армянским архимандритом, где они оба возносят молитвы и возжигают свечи от лампад, стоящих на плите Гроба, то есть огонь не самовозгорается, но уже горит в лампаде при появлении внутри Кувуклия греческого патриарха и армянского архимандрита.

Католическая церковь также не признаёт чудесную природу Благодатного огня. В 1238 году папа римский Григорий IX официально выступил против толкования обряда Благодатного огня как чудотворного.

Комментарии

homo sapiens on 21 мая, 2011 - 14:12

Благодатный Огонь это настоящее проклятие для Старого Города (в Иерусалиме). Начиная с традиционной драки между греками и армянами, продолжая большой кучей идиотов падающих в обморок от духоты(с выдохом: "благодать, я ее чувствую") и заканчивая ручейком амбулансов в ожоговые отделения. Но когда я по наивности(давно это было) спросил у греческого патриарха(они в тот раз в драке победили) какого вы народ так глупо дурите, он очень грустно спросил, мол видел ли я эту толпу и представляю ли я что будет в Иерусалиме если огонь <ВНЕЗАПНО> не сойдет. Короче, черт с ними, пусть развлекаются.

http://ru-antireligion.livejournal.com/6222702.html