Общественно-политический журнал

 

Станет ли новая власть в Дамаске стремиться к объединению всех сирийских регионов

Крушение сирийского режима оставило нехороший - тревожный осадочек. Который кто-то из журналистов уже переименовал в асадочек, акцентируя тем самым, что Асад жив/здоров и засунут в папочку, из которой может быть при определенном условии изъят. А на смену ему приходят чуваки, которые ничуть его не лучше. И смена власти в Сирии вызывает вопросы с высоким градусом озабоченности.

Ибо ни для кого не секрет, что Хайят-Тахрир-аш-Шам (ХТШ) и по составу, и по цвету знамени – это не что иное, как Хамас-2. Реалии таковы, что на севере страны собирались под зеленым флагом Халифата самые отмороженные ваххабиты со всего ближневосточного региона. И которые фактически превратили пров. Идлиб в прообраз будущего государства со своим духовником в лице одного из активистов аль Кайды - аль Джулани и «правительством спасения» в лице Мухаммеда аль-Башира. Оба они и нынче намерены возглавить то, что может быть собрано из обломков страны.

Все это происходило открыто на протяжении более, чем десятилетия. Более того, тонкая прослойка сил с красными оттенками была постепенно в ходе внутренних терок полностью придушена. А рашистам «повстанцы» все были на одно лицо. И они давили их, пока могли и сколько могли, не обращая внимание на идеологическую раскраску.

Другое дело турки. Ведь именно они опекали приграничный север и помогали бунтовщикам с оружием против Асада. Но Анкару градус религиозного фанатизма и ортодоксии не особенно волновал, так как главный, да, по сути, и единственный интерес у них там связан с курдами. Причем, сейчас он только обострился, поскольку в процессе распада Сирии у них сильно возросли помыслы на счет мечты о создании своего государства. Ведь если вы посмотрите на зону их влияния, то она захватывает все земли восточнее Евфрата. Которые по территории раз в 5/6 превышают Идлиб. И больше, пожалуй, чем все территории на западе, захваченные в результате похода ХТШ на Дамаск.

Причем в этих поползновениях курдов поддерживают американцы. И это в потенции создает очаг напряжения их с турками.

Второй очаг зреет в отношении к Израилю. Ведь лозунг джихада о его ликвидации ХТШ никогда не снимал. А расстояние от его границы до Дамаска всего порядка 300 км. Поэтому вполне понятна его стремление в обстановке хаоса и вседозвола как можно основательней разбомбить аэродромы и склады с оружием, чтобы они не достались победителям. И тем самым хотя бы на время отдалить будущую агрессию ваххабитов на Тель Авив.

Однако, сложность в том, что при этом ударить по самим ваххабитам в нынешней ситуации Израиль не может просто потому, что оказался ситуативно с ними в союзниках. Более того, их предводитель аль-Джумини ведет себя изобретательно и хитро. И прикинулся мусульманином с широкими толерантными взглядами. Он притормозил буйство под зелеными флагами в отношении неправоверных и даже разрешил женщинам ходить с непокрытой головой. Кроме того, чтоб ослабить сопротивление, своего ставленника – Аль-Башира – они объявили главой правительства лишь временно – до 1 марта 2025-го. Против чего тоже трудно возразить. Ведь надо же и до выборов хоть какой-то порядок поддерживать.

О мотивах такой тактики догадаться несложно – ХТШ стремится к тому, чтобы его власть и государство под зеленым флагом ислама были признаны в мире. И для этого пытается произвести неожиданное впечатление.

Никто из политиков, конечно, в эти игры не верит. Но они сковывают от решительных атак и маневров.

Короче, на сегодняшний день в хаосе обвала появились признаки определенности в пользу пока единственной версии будущего. А она в том, что «плохих парней» в Сирии сменяют еще более плохие.

Другой вопрос, в каком объеме и виде Сирия восстанет после развала. Который, кстати, произошел не в декабре с.г., а гораздо раньше. И фактически Асад контролировал не более половины ее территории. Ибо на севере заправляли повстанцы и турки, на востоке – курды и ИГИЛ. Кроме того, значительная часть центральной и южной Сирии практически неподконтрольна, потому что находится в зоне огромной безжизненной пустыни или труднодоступных гор.

Станет ли новая власть стремиться к объединению всех регионов. Или ограничится только западной частью, чтоб не вступать в конфликты с курдами. И позволит им самим решать свою судьбу? Как сложатся ее отношения с друзами, проживающими в юго-западных землях?

Ну, а по сути вопрос стоит о том, ограничат ли хозяева Дамаска свой аппетит западными землями вокруг оси Ибрис-Дамаск, что даст им шанс на управляемость и мир под зеленым флагом на компактной и хорошо освоенной территории. Или их потянет на создание халифата, для чего, как минимум, попытаются собрать все территории в географических границах Сирии. Что чревато и войнами, и шаткостью конструкции.

И все тогда повторится сначала…

В ожидании ясности Запад пока не спешит формировать своею позицию по сирийскому post factum. О том, что ЕС не намерен оказывать Сирии помощь после смены власти без каких-либо условий, заявила на днях зам. председателя Еврокомиссии Кая Каллас.

Наблюдатель