Общественно-политический журнал

 

"Хрустальная ночь" 9-10 ноября 1938

Трагические события, которые происходили в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в десятках городах Германии и Австрии получили в истории поэтическое название «Хрустальная ночь» (или «Ночь битых витрин»). Геббельсовская пропаганда, вынужденная ещё считаться с международным общественным мнением, предпринимала энергичные меры, чтобы преуменьшить значение происшедшего.

Издевательское наименование нацистами этого грандиозного акта вандализма сводило последствия всееврейского погрома только к разбитым витринам и окнам еврейских магазинов, синагог, общественных еврейских центров.

Да, утром 10 ноября улицы Берлина и других городов Третьего рейха были покрыты «ковром» из витринных осколков, но нацисты умалчивали о том, что в эту же страшную ночь, в основном нацистскими молодчиками из Гитлерюгенд, был убит 91 еврей, сотни ранены, искалечены, тысячи подверглись разного рода издевательствам и унижениям, арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. С 9 на 10 ноября 1938 г. были сожжены и разгромлены 267 синагог, 7500 торговых и коммерческих предприятий, сотни домов, где жили евреи.

Очевидцу «Хрустальной ночи» в Кенигсберге еврею Михаэлю Вику, чудом пережившему Холокост, было в ноябре 1938 г. десять лет. В своей книге «Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея», Михаэль Вик вспоминает о тех днях: «Однажды утром родители были очень взволнованы и озабочены. Они не пустили меня в школу и рассказали, что синагогу, а следовательно и нашу школу, разгромили и сожгли. Детей из находящегося поблизости сиротского приюта выгнали ночью в одних пижамах на улицу, а господина Вольгайма, заведующего приютом и младшего кантора, жестоко избили и чуть не бросили в Прегель, на набережной которого приют находился.

Множество евреев-мужчин было арестовано и отправлено в тюрьмы гестапо… Я был ошарашен и хотел непременно повидаться со своими школьными друзьями, но выйти из дому мне не позволили: в тот день имелись основания опасаться за своё здоровье, свободу и жизнь. Радио и газеты сообщили об убийстве в Париже: Гершель Грюншпан (Гриншпан-Л.П.) застрелил сотрудника немецкого посольства, желая отомстить за своих родителей, оказавшихся среди 17000 «не имеющих гражданства» евреев, которых 28 октября 1938 года выдворили в Польшу.

Геринг и Геббельс немедленно воспользовались этим поводом, чтобы навсегда «очистить» немецкие города от синагог и еврейских магазинов. Еврейский погром, сразу же учинённый переодетыми в штатское эсесовцами и штурмовиками, был представлен стихийным выражением народного гнева, демонстрирующим миру «истинное» отношение немцев к своим еврейским согражданам. Хотя пострадала лишь еврейская собственность, выплата штрафа размером свыше миллиарда марок за нанесённый в «Хрустальную ночь» материальный ущерб была возложена на евреев…

Когда мне разрешили выйти на улицу, ноги сразу же понесли меня к синагоге. Я стоял перед нею потрясённый, впервые видя разрушенное и сожжённое здание… Мне кажется, что многие в Германии и за рубежом только после разрушения синагог начали прозревать. Прежде всего те, кто до сих пор верил, что в такой культурной стране, как Германия, ничего ужасного не произойдёт. Горящие синагоги, казалось, кричали об опасности…»

Всё говорит о том, что нацисты искали только повод, чтобы предпринять меры по полной «ариизации» экономики.

Ещё одна свидетельница «Хрустальной ночи» Инга Дойчкрон вспоминает о событиях 9-10 ноября 1938 г. в Берлине: «...Нам позвонил один из друзей и взволнованным голосом сообщил, что моего дядю, богатого предпринимателя, только что забрало гестапо и , надо полагать, отправило в концлагерь…Несколько минут спустя мы услышали аналогичное известие… Утром 10 ноября одна новость обгоняла другую.

На улицах Берлина разверся ад. Вооружённые топорами, колунами и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря особым обозначениям нетрудно было отличить от других витрин. На Курфюрстендамм среди осколков битого стекла лежали обгаженные манекены. В пустых оконных проёмах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародёры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное бельё, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы. Густые клубы дыма висели над Фазаненштрассе, где находилась синагога. Подойти туда поближе мы не рискнули. Мы уже знали, что все синагоги «в стихийном порыве народного гнева», как говорили по радио, были подожжены и сгорели. Полиция и пожарные наблюдали за горящими зданиями, заботясь лишь о том, чтобы зеваки не подходили к пожарищу слишком близко».

Погром был инсценирован нацистскими вожаками как стихийное выражение народного гнева, хотя любому непредвзятому наблюдателю было ясно, кто стоит за этими актами вандализма.

...На Нюрнбергском процессе представитель обвинения от США У. Уолш привёл в своём выступлении весьма интересный документ- один из секретных приказов, подписанный руководителем РСХА Гейдрихом: «В связи с покушением на жизнь секретаря миссии фон Рата в Париже в ночь с 9 на 10 ноября 1938г. по всей империи ожидаются демонстрации против евреев. В отношении этих событий следует ркководствоваться нижеследующим:

…На совещаниях политические руководители должны быть информированы о том, что полиция получила от рейхсфюрера СС (Гиммлера-Л.П.) следующие указания, в соответствии с которыми должны организовать свои мероприятия и политические руководители: а) должны проводиться только такие мероприятия, которые не будут угрожать жизни или германской собственности (например, синагоги следует сжигать только в том случае, если нет опасности распространения пожара на прилегающие здания); б) магазины, учреждения и частные квартиры евреев надо разрушать, но не следует их грабить. Полиции поручается наблюдать за выполнением этого указания и задерживать грабителей».

12 ноября 1938 г. под председательством Германа Геринга, курировавшего германскую экономику, состоялось совещание, на котором присутствовали многие финансовые воротилы гитлеровской Германии. На этом совещании Геринг с присущим ему цинизмом заявил: «…Ещё один вопрос, господа. Что бы вы сказали, если бы я сегодня заявил, что еврейство в качестве наказания должно уплатить один миллиард…». И далее: «…Я это сформулирую так: германские евреи должны, в наказание за свои ужасные преступления, уплатить один миллиард… Хочу сказать, что я не хотел бы быть евреем в Германии».

Как реагировала мировая общественность на антиеврейские погромы в Третьем рейхе? Президент США Ф. Рузвельт в знак протеста отозвал из Берлина американского посла для консультаций. Протест выразили Лондон и Париж, однако дипломатические отношения с нацистской Германии не разорвали. Отечественный исследователь Холокоста И. Альтман пишет в своей монографии «Жертвы ненависти», что советские газеты публиковали сообщения о протестах во всём мире, в том числе «о собрании, состоявшемся 15 ноября в Большом зале Московской консерватории и принявшем соответствующую резолюцию с осуждением антисемитских эксцессов от имени «советской интеллигенции»…

Впрочем, громкие декларации не приводили к каким-либо практическим шагам. Уже на этом этапе позиция СССР в вопросе возможного приёма еврейских беженцев из Германии была весьма осторожна и мало чем отличалась от подходов «западных демократий». После подписания пакта Риббентропа-Молотова 23 августа 1939 г. вся антинацистская пропаганда на территории СССР была прекращена. И вновь вспоминает М. Вик: «Горящие синагоги, казалось, кричали об опасности. Однако правительства других стран не спешили облегчить евреям условия въезда».

 
 

  Эсэсовцы ведут евреев, арестованных во время Хрустальной ночи ("Ночи разбитых витрин"), через    Баден-Баден, Германия. 10 ноября 1938.


Утром после погромов жители города выражают радость по поводу изгнания евреев


Евреи, арестованные во время "Хрустальной ночи", на перекличке в концлагере Бухенвальд.Ноябрь 1938.

 
 

"Хрустальную" ночь забыли


В Германии столько и так громко говорят о падении стены, что кажется, ничего другого вокруг не слышно. Жаль. Если бы на пару минут наступила тишина, возможно, удалось бы услышать звук осколков витрин и окон. Может быть, и детские крики, и стоны о помощи, и рев толпы, скандирующей исступленно: "Юден раус!!!", стали бы хоть на минутку слышны. И тогда вспомнили бы немцы и гости Берлина, что 9 ноября это не только день, когда пала стена. 9 ноября 1938 года, по указанию министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса, по всему третьему рейху начались массовые еврейские погромы.

Много лет тому назад мне довелось в течении нескольких дней разговаривать с сыном Рудольфа Гесса, Вольфом Рюдигером Гессом. Он долго рассказывал мне о том, что его отец, который был заместителем Гитлера по НСДАП, был далек от антисемитизма и даже помог семье писателя Манна покинуть Германию. Я не мог тогда удержаться от вопроса о том, как провел "Хрустальную ночь" "борец" за свободу евреев.

Привожу его ответ полностью. Вольф-Рюдигер Гесс: "Это было 9 ноября 1938. Мой отец давал в этот день какое-то интервью на радио. Когда он вернулся домой и узнал о начале погромов, его лицо позеленело от злости. Так рассказывала мне мать. Отец срочно написал и отправил телеграмму по всем партийным организациям с требованием немедленно остановить погромы. Эту телеграмму можно видеть сегодня в архивах".

Трудно поверить в такую наивность. Просто сын крупнейшего нацистского преступника не желает, чтобы его имя упоминалось в контексте ТОГО 9 ноября. Потому что это - позорная дата в истории Германии.

Если даже сын Гесса и не врал, пытаясь хоть как-то представить своего отца в "человечном" облике, евреям третьего рейха это мало помогло. Штурмовые отряды СА и СС громили еврейские магазины и дома. Неизвестно, кто придумал потом красивое название этому кровавому дню – "Хрустальная ночь", но звуки бьющихся стекол - так рассказывали немногие оставшиеся в живых очевидцы - действительно напоминали звон хрустальных бокалов. В эту ночь были забиты до смерти 91 человек, почти 7,5 тысячи еврейских гешефтов, врачебных практик и общинных зданий были разрушены. Уже на следующий день после этой кровавой ночи десять тысяч евреев-мужчин были отправлены в лагеря смерти.

Именно с этого дня фактически идет отсчет начала массового уничтожения и депортации евреев. Будет большой неправдой говорить о том, что в Германии забыта "Хрустальная ночь". Как раз немцы делают все возможное, чтобы эти преступления нацистов были расследованы до конца, а нынешнее поколение знало правду о деяниях своих соотечественников.

Сегодня воспоминания о "Хрустальной ночи" оказалась бы как нельзя к месту. Из 160 000 евреев-берлинцев освобождения дождались только восемь тысяч. Сегодня, когда все вокруг празднично вещают о том, что падение Берлинской стены стало началом новой эры, о ТОМ берлинском девятом ноября молчат.

 
 
По теме: