Общественно-политический журнал

 

Joe Dassin

Джо Дассеен (фр. Joe Dassin), полное имя Джозеф А́йра Дассеен — французский певец, композитор и музыкант американского происхождения. Родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке в семье актёра еврейского театра, в будущем известного кинорежиссёра Жюля Дассена и скрипачки Беатрис Лонер-Дассен. Дед Дассена по отцовской линии — Сэмюэл Дассин — иммигрировал в США из Одессы. Родители Джо познакомились в летней колонии рабочей еврейской молодёжи в Катскильских горах, где Джулиус Дассин ставил одноактные пьесы, а Беатрис Лонер играла на скрипке в сопровождающем спектакли оркестре; расписались в 1933 году. Уроженка Нью-Йорка (чей отец иммигрировал в США в одиннадцатилетнем возрасте из Австрии) и выпускница еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Гарольда Беркли, но оставила музыкальную карьеру после замужества.

В их дружной семье после старшего сына родились две девочки — Рики и Жюли . До 1940 года семья жила в Нью-Йорке, Джо сделал там свои первые шаги, потом его отец, захваченный открывавшейся перед ним карьерой кинорежиссёра, подписал контракт со студией Метро-Голдвин-Майер, и семья переехала в Лос-Анжелес. В этом городе Джо провел почти десять лет. За свои фильмы о жизни рядовых американцев, из-за неудачных поисков работы становящихся на путь воровства и убийств, Жюль Дассен был непопулярен у властей, что отражалось на его карьере — он долгое время не мог найти работы, арендовал маленький театр, на сцене которого пытался и играть, и осуществить ряд постановок, зачастую безуспешно. Семью выручала активная концертная деятельность матери. С детства Джо не боялся никакой работы и, хотя семья его не была бедной, постоянно подрабатывал, умел самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным. Джо очень заботился о сестрах, ощущая себя по-настоящему старшим братом. Кроме того, он очень любил читать, и одной из первых его покупок на лично заработанные деньги было полное собрание энциклопедии «Британника».

В 1949 году сенатор Маккарти начал борьбу с симпатизирующими коммунизму — знаменитую «охоту на ведьм». Жюль Дассен, в то время уже известный режиссёр, не одобрил это, и вскоре его обвинили в симпатиях к Москве. Так кончилась приятная жизнь в Голливуде, и в конце 1949 года на трансатлантическом пароходе семья Джо отплывает во Францию.

В 1950 году Жюль и Беатрис решают обосноваться в Париже, а Джо отправляют учиться в дорогой элитный колледж Institut Le Rosey в Швейцарии. Несмотря на изгнание, семья Дассен не испытывает финансовых затруднений, в колледже Джо учится вместе с Каримом Ага Ханом и другими детьми европейских богачей. В 1951 году он едет учиться в Италию, в 1953 поступает в международную школу в Женеве, а в 1954 году отправляется в Гренобль получать степень бакалавра — диплом, который в Швейцарии не выдается. В 16 лет он становится очень красивым юношей с чуть кокетливым выражением глаз, бегло говорит на трех языках и сдает все экзамены с оценкой «хорошо». Кроме того, он увлекается спортом — горными лыжами и плаванием.

Джо решил продолжить обучение в Америке, где университеты имели несравненно более высокий уровень. Имея всего 300 франков в кармане, он приплыл в США, и поступил на медицинский факультет Мичиганского университета в Энн-Арбор. Джо некоторое время прилежно занимается медициной, но, не вытерпев опытов на животных, переключается на этнологию и русский язык. Впоследствии Джо без особых затруднений защищает докторскую степень по этнологии и ведёт лекции в этом же университете. Стремясь к свободному владению несколькими языками, он живёт с двумя франкоговорящими приятелями — французом Аленом Жиро и швейцарцем Бернаром, мечтающим о лаврах декана факультета в Женеве.

В это время и началось увлечение Джо музыкой. С 1956 года, благодаря Элвису Пресли, в Америке стал модным рок-н-ролл, но Джо не попал под его влияние — наоборот, вместе с Аленом Жиро они слушают и исполняют дуэтом песни Жоржа Брассенса. Тогда Джо и берет в руки гитару. Позднее им в голову приходит идея петь в кафе в студенческом кампусе, и это приносит им 50 долларов за уик-энд. В то время вряд ли кто-то мог предположить, что Джо станет певцом, но он настойчив: «Я всегда любил заключать самые невероятные пари, я всегда хотел добиться своей цели». Ещё будучи ребёнком, Джо часто упражнялся с лассо, чтобы достать желаемый предмет — эти упражнения очень пригодились ему позднее. В то время как американская музыка быстро «электрифицируется», эти двое французов стали первыми, кто донес поэзию Брассенса под музыку «обычной» акустической гитары до американских жителей университетского городка. Выступления приносят им скорее удовольствие, чем реальный доход, и, чтобы не зависеть от родных и их поддержки, Джо приходится подрабатывать во время учёбы, как и большинству американских студентов. В течение шести лет он вечерами подрабатывает мусорщиком, мойщиком посуды, барменом, работает водителем грузовика, доставщиком товаров на дом, проводит психологическое тестирование. Одновременно Джо пишет новеллу «Wade in water», которая получает вторую премию на национальном конкурсе. Кроме того, с песнями Брассенса Джо выступал в нескольких кафе в Детройте, Чикаго и Кливленде.

Для того, чтобы призывная комиссия не отправила его в армию, Джо заготовил несколько фальшивых медицинских справок, но они не понадобились: при обследовании врачи выявили шумы в сердце, и его не взяли в армию. Это было первое серьёзное предупреждение, но Джо не обратил внимания.

В начале 60-х Джо заканчивает докторскую диссертацию по этнологии. Рок-н-ролл завоевал Америку, и Джо собирается вернуться в Европу. Без денег он сел на грузовое судно, и отправился в Италию в трюме. В 1962 году Джо Дассену 24 года, и отец пригласил его в качестве помощника на съемки фильма «Topkapi» — своего второго успешного фильма. Мировая пресса обожает публиковать фотографии со съемочной площадки и демонстрирует всей планете небритое, восточного типа лицо сына талантливого режиссёра. Легко заработанные на съемках деньги Джо тратит на покупку автомобиля. Сразу после этого он начинает работать ведущим программ на RTL и журналистом в Playboy, в то время как во Франции стремительно входит в моду стиль "йе-йе".

13 декабря 1963 года стало знаменательным днем в жизни Джо. На одной из вечеринок, организованных Эдди Барклаем в честь выхода на французские экраны фильма «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», он познакомился с Мариз Массьера. Их отношения развились стремительно, и через несколько дней после вечеринки Джо пригласил Мариз на уик-энд в Мулен-де-Пуанси, в 40 километрах от Парижа. Там, у горящего камина, он устроил ей концерт под гитару, и спел американскую песню «Freight Train», чем окончательно покорил Мариз. Влюбленные вместе встречают Рождество и в конце января уже начинают думать о помолвке. Джо и Мариз живут в Сен-Клу, в доме матери Джо. Это временное решение, но влюбленные пока не думают об этом. Джо пишет новеллы, которые публикуются в прессе и дают ему неплохой доход. В феврале они едут на несколько дней в Швейцарию покататься на лыжах. Вернувшись, они переселяются в трёхкомнатную квартиру в Сен-Жермен-де-Пре, которую Джо приводит в порядок. Сосредоточившись на обязанностях главы семьи, он старается изо всех сил: дублирует два американских фильма, пишет статьи для журналов Playboy и The New Yorker, снимается в фильмах и работает ассистентом режиссёра на съемках. Гитара остается его страстью, и Мариз разделяет его увлечение музыкой.

В 1964 году Катрин Ренье — близкая подруга Мариз Массьера — начинает работать секретарем в американской фирме грамзаписи CBS, недавно открывшей парижский филиал в доме 42 по улице Паради. CBS занимается распространением пластинок американских артистов, в том числе Барбры Стрейзанд. Однажды после разговора с Катрин в голову Мариз приходит идея: Катрин знакома со звукоинженером, почему бы не попробовать с её помощью записать пластинку с голосом Джо. Гибкий диск появится в одном экземпляре, на нём будет записан голос человека, которого Мариз любит и которому 5 ноября исполнится 26 лет. Октябрьским днем Мариз, вооруженная пленкой с записью голоса Джо, пришла в офис CBS. После прослушивания любительская запись вдруг стала предметом серьезных размышлений. Никому не известный молодой певец обладает бархатным голосом, оригинальной манерой исполнения и несомненным чувством ритма.

Пластинка-сюрприз записана, а Катрин дано поручение пригласить Джо на встречу с маленькой командой CBS France. Сюрприз ко дню рождения не привел Джо в восторг, особенно то, что его голос услышан в звукозаписывающей компании, которая хочет с ним встретиться для совместной работы. На предложение Катрин встретиться с руководством фирмы последовал решительный отказ: Джо не намерен становиться певцом.

Прошло два месяца. Джо снялся в «Красном клевере», потом работал ассистентом режиссёра американского фильма «Что нового, киска?» с участием Урсулы Андресс, Роми Шнайдер и Питера Селлерса. После этого он снимался в фильме Питера Устинова «Леди Л.» с Полом Ньюманом и Софи Лорен в главных ролях. Кино притягивало его все сильнее. Но Катрин снова и снова уговаривала его, и в конце концов, Джо сдался. Он согласился записать диск, просто чтобы посмотреть, что из этого выйдет. За несколько дней до Рождества Джо подписал контракт — первый контракт с французским(американским, Джозеф родился в США) певцом за всю историю CBS. 26 декабря Джо начал работать в студии с оркестром Освальда д’Андреа, и записал четыре песни для супер-45 пластинки в глянцевом конверте. Две из них — французские версии американских песен, две другие написаны Жан-Мишелем Рива и Франком Тома. Позже сотрудничество этих молодых талантов с Джо станет легендой. Все было сделано очень быстро, так что Джо за работой поверил в свою «счастливую звезду».

Записанный диск выходит тиражом 1000 экземпляров и почти не продается — радио не приняло песни Джо. Моник Ле Марси с RTL и Люсьен Лейбовитц с Europe Un — единственные программные директора, которые сразу почувствовали в начинающем артисте великого певца и включили его в плей-листы своих радиостанций. Тем временем Джо постепенно втягивается в эту игру, и вместе с CBS с 7 по 14 мая все с тем же оркестром д’Андреа записывает четыре кавер-версии для второй пластинки. Диск выходит тиражом 2000 экземпляров в июне, поступает в продажу и его рассылают по радиостанциям — и опять ничего. Джо сосредоточивается на поиске песен для третьей пластинки, и к концу лета находит «свою» песню — хит «Shame And Scandal In The Family», имевший успех в Америке, предполагая спеть его по-французски. Пока директор CBS колебался, время было упущено: Саша Дистель, который занимается копированием для Патэ-Маркони, записывает эту песню, и «Les Surfs» делают то же самое для музыкального фестиваля. В итоге необычайный успех обоих и чёрная полоса в работе Джо, он собирается даже разорвать контракт с CBS. Так как CBS France не достигает даже тех результатов, на которые рассчитывало руководство компании, то оно решает сменить директора французского филиала. Новым директором стал Жак Супле, прежде успешно работавший на студии Barclay. CBS переезжает в другой офис, а Джо после разговора с Жаком, который обещал ему серьезно заняться его карьерой, решает повременить с разрывом.

21—22 октября записывается третья сорокапятка Джо, на ней только обработки, лучшие из тех, что Джо мог получить. Рива написал французские слова для двух бразильских песен, имевших большой успех в англоговорящих странах. 5-9 ноября 4000 экземпляров пластинки поступают в продажу, 19 ноября тиражом 1300 экземпляров выходит сингл, и песни с диска начинают звучать на радио. В итоге диск разошёлся тиражом 25000 копий. Несмотря на то, что одновременно с Джо песню «Guantanamera» записали Нана Мускури и Les Compagnons de la chanson, пластинка хорошо раскупается. Причиной тому хит «Bip-Bip», который принадлежит только Джо, и который часто звучал в радиоэфире.

После третьего диска о Джо заговорили, его имя становится известным. В это время Жак Супле расширяет CBS, подписывает новые контракты, у него нет времени возиться с Дассеном. Он хорошо видел, что Джо нуждается в продюсере, в ком-то, кто был бы проводником, советчиком, и он знал такого человека — гениального продюсера, у которого только что закончился контракт. Супле считает, что у этого человека немало общего с Джо — он любил джаз, изучал право, понимал Америку и американцев. Что касается работы, он выпустил первые во Франции диски Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера, работал на «Pathé Marconi» с Шарлем Азнавуром, сделал имя торговой марке Capitol Records, был художественным директором Сержа Гензбура и Джонни Холлидея на Philips Records. Наконец, он был первым независимым продюсером на Philips Records и работал с Шейлой вместе с Клодом Каррером. Случай великолепный, его нельзя упустить. Супле убежден, что Жак Пле — тот, кто ему нужен в этой ситуации. Два Жака встречаются и приходят к согласию по вопросу о статусе независимого продюсера на CBS для Жака Пле при условии, что Пле и Дассен найдут общий язык. После встречи 31 декабря решение принято. Пле объясняет, Дассен слушает, Супле откровенно наслаждается происходящим — они нашли общий язык. После обеда Жак Пле, который возвращался к себе, отвозит Джо домой на бульвар Распай. Они подружились, и остались друзьями на всю жизнь.

Джо и Мариз живут вместе, но на все разговоры о свадьбе Джо отнекивается. После одного бурно проведённого вечера, когда Джо напился и заснул в гостинице, Мариз решительно настаивает на свадьбе, и Джо приходится согласиться. 18 января, 1966 года в пять часов вечера, в мэрии 14-го округа Парижа Джо и Мариз женятся. Джо не приглашал никого из своих друзей и родных, и свидетелями свадьбы были его мать Беатрис, сестра Рикки, сестра и деверь Мариз, а также Жан-Мишель Рива, случайно встретивший Джо по пути в мэрию. Вечером Джо напивается до бесчувствия в русском ресторане, где они отмечали свадьбу. Но, несмотря на поначалу негативное отношение Джо к свадьбе, семейная жизнь скоро стала приносить ему только удовольствие.

В марте 1966 года музыканты, выбранные Арти, записали его музыку в тональности низкого баритона Джо в Landsdowne Record Studio в Лондоне. Через несколько дней в Париже, в студии Даву — одной из первых независимых студий — Джо записывает вокальную партию. 22 и 23 марта «You Were On My Mind» стало «Ça m’avance à quoi», заглавной песней четвёртой пластинки. В апреле Супле выпускает в продажу супердиск, а также сингл-сорокапятку.

Лето 1966 года оказывается успешным для Джо: «Ca m’avance a quoi» попадает в хит-парады. Ему пора подумать о выпуске первого альбома, а пока необходимо выпустить ещё один диск. Это будет новинка для Франции — сингл с двумя песнями, как те, что используются в музыкальных автоматах. В связи с падением цен Жак Супле решает продавать синглы нового образца, как в англоязычных странах. У пластинки появляется ещё один серьезный козырь: цветной конверт, сначала картонный. Так CBS начинает выпускать серию Gemini. Джо Дассен одним из первых среди французских певцов испробовал на себе это нововведение, и весьма успешно — через три года все звукозаписывающие компании Франции последовали примеру CBS.

В январе 1967 года Андре Сальве и Бернар Шеври создают MIDEM. Жак Пле, который знает Сальве и многим обязан ему, решает поддержать проект. На презентации, организованной на яхте в Каннах, он появляется на вместе с Джо, Мариз и Колетт. На этой встрече представителей мирового шоу-бизнеса было много журналистов, но из звезд присутствовали практически одни новички, и Джо оказался в центре внимания прессы. Но, дабы не испортить себе путь к успеху, Джо решает не давать интервью, и ограничивается представлением всех успехов на премьере MIDEM. В тот вечер он не пел, но вся пресса обратила внимание на красивого молодого человека, который великолепно провел презентацию на двух языках. На следующий день из «звезды наполовину» Джо становится звездой в полном смысле слова.

После успеха в Каннах Пле думает о том, что пора уже искать новые песни для дальнейшей работы. Утром на яхте, Джо появляется с гитарой в руке и объясняет Пле, что намерен спеть Анри Сальвадору одну песенку — безделицу, сочиненную им вместе с Рива и Тома. Заинтригованный Пле хочет её услышать, и после бурного спора Джо начинает петь: «Taka ta taka ta, voilà les Dalton, / Taka ta taka ta, y’a plus personne…»

 

Джо становится всё более популярным. В 1968 году Пле ставит цель выйти на первое место в хит-парадах. В начале года Джо едет с концертом в Италию, где Пле наметил несколько подходящих для будущей записи вещей. Вернувшись в Париж с полными чемоданами пластинок, к 19 февраля команда Жожо отправилась в Лондон с целью создать суперхит. В студии Де Лейн Ле Мюзик в напряжённой рабочей обстановке были записаны четыре переведенные песни, найденные в Италии, среди них «Siffler sur la colline», и песня «La bande à Bonnot», написанная Джо и Рива. 4 марта на рынок выходит четыре песни на двух одновременно напечатанных синглах.

В это время во Франции начинаются массовые волнения. Газеты требуют отставки генерала де Голля. Джо, в отличие от музыкантов стиля "йе-йе", освистанных и покидающих Францию, становится «героем революции», а его песня «Siffler sur la colline» звучит отовсюду.

Джо был очень скрытным в том, что касалось его частной жизни. Он говорил, что не хочет устраивать моральный стриптиз и что его зрители ждут от него песен, а не скандальных историй. Со всеми, кто затрагивал его личную жизнь, он был непримирим, и когда вопросы становились слишком нескромными, он восклицал: «Моя личная жизнь никого не касается!». Благодаря этому ему удалось оградить от журналистов свой дом и свою семью.

Здоровье Дассена было на пределе, и 1 апреля 1969-го года у певца случился инфаркт. Восстановление после осложненной болезни длилось почти месяц. Ещё не до конца оправившись, в мае-июне Джо записывает свой альбом и сингл «Les Champs-Elysées» и «Le chemin de papa». Успех, который сопутствовал его творениям, заставил Джо поверить в справедливость поговорки Жако: «Что нравится Пле, то нравится публике». Вокруг Джо продолжается ажиотаж. 16 июня Джо наконец решает получить французские водительские права.

В конце июня, окончательно выздоровев, Джо принял участие в телепередаче Анри Сальвадора «Salves d’or» («Золотой салют»). Джо в первый раз, по совету Жаклин, жены Анри, надевает белый костюм, и на сцене он был великолепен. Примерно в это время Джо расстается со своими прежними соавторами Жан-Мишелем Рива и Франком Тома.

22 октября 1969 года Джо Дассен удостоился чести выступать в знаменитом на весь мир концертном зале «Олимпия». Выступление заканчивается триумфом, а 25 октября Джо получил подарок, о котором не смел и мечтать: поздравительную телеграмму от Жоржа Брассенса. После «Олимпии» Джо отправляется на гастроли в Германию с немецкими версиями песен.

С Джо нелегко было работать — он был настолько же дотошным и мелочным в работе, насколько очаровательным в жизни. Пьер Деланоэ и Клод Лемель называли его блистательным занудой.

В декабре Джо подписывает новые контракты и впервые отправляется на гастроли в Африку. В программе 10 стран на 21 день — напряженный тур с короткими остановками в изнуряющем климате. За Джо повсюду следуют его французские фанаты. Вернувшись в Париж и отметив Рождество, Джо уезжает в Берлин, где песнями на немецком укрепляет свои позиции восходящей мировой звезды.

В начале 1975 года состоялся очередной фестиваль МИДЕМ, на котором присутствовал и Джо Дассен. На нём состоялась премьера нового музыкального стиля — диско. Всю весну Жак Пле искал новую песню, способную стать хитом. Поиск был не особо успешен, пока в начале мая, слушая очередную подборку песен на CBS, Жако обращает внимание на песню «Africa» итальянской группы «Albatros» — произведение некоего Тото Кутуньо и хорошо известного во Франции композитора Вито Паллавичини. Пле понял — эта песня должна принадлежать Джо. Жако немедля заставил Дассена послушать песню, и сразу же, засадив Лемеля и Деланоэ за перевод, полетел в Лондон для записи музыки. Запись голоса Пле решил сделать в студии у известного своим умением работать со звуком Бернара Эстади. Песня «L'été indien» была необычной: в начале Джо наговаривал слова на фоне мелодии, а потом начинал петь. После записи Пле развернул рекламную кампанию диска, и песня быстро стала хитом.

После успеха песни, CBS выпустила в сентябре «Золотой альбом» с песнями Дассена и сборник лучших песен на двух пластинках. В декабре Джо совместно с Кутуньо и Паллавичини записал новый диск практически из одних только хитов: «Et si tu n’existais pas», «Salut», «Ça va pas changer le monde», «Il faut naître à Monaco». Диск сразу стал суперпопулярным, и это вернуло Джо уверенность в своих силах. Сингл с «Ça va pas changer le monde» и «Il faut naître à Monaco» побил все рекорды продаж.

Во время гастролей в Руане, в один из свободных дней Джо зашёл в фотосалон, чтобы отдать пленку в печать. Клиентов обслуживала молодая девушка, Джо обратил на неё внимание и сразу пригласил на ланч. Джо и Кристин понравились друг другу, влюбились и решили больше не расставаться. Кажется, что после долгих поисков певец наконец нашел свое счастье. Кристин ждёт Джо за кулисами, когда он на сцене, и в коридоре студии во время записи. Во время круиза на Антильские острова с Джонни Холлидеем и Мишелем Сарду она рядом с ним. Нетрудно догадаться, чем это закончилось — в 1978 году Джо женится на Кристин Дельво.

14 января 1978 года в Котиньяке (небольшом городке департамента Вар на юге Франции) Джо женится на Кристин Дельво в присутствии друзей, приехавших из Парижа. Когда-то, десять лет назад Джо выступил здесь с бесплатным концертом, и мэрия подарила ему участок для строительства дома. Со временем Джо построил там великолепный дом в провансальском стиле, где он и решил устроить свадьбу. Джо и Кристин праздновали в окружении друзей — Сержа Лама, Джин Мансон, Карлоса, Пьера Ламброзо, Жака Пле, а всего а приём были приглашены 500 человек. В свадебное путешествие Джо и Кристин отправились в Канаду, потом в Лос-Анджелес, а затем в Палм-Спрингс — маленький городок, где певец провел свое детство.

В конце 1978 года отношения супругов расстроились. Жизнь супруги эстрадной звезды оказалась для Кристин испытанием, которого та не выдержала. Почти перед самой смертью Кристин Дельво-Дассен в одном из интервью созналась в том, что принимала наркотики и алкоголь ещё во время первой своей беременности, и лишь огромными усилиями врачей ей удалось сохранить здоровье ребёнку. Джо в тот момент безумно любил Кристин, прощал ей многие слабости, на многое закрывал глаза и позволял жене распоряжаться всеми деньгами, сборами от концертов, туров и продаж записей его песен. Кристин устраивала ему сцены с громким хлопаньем дверей, припадками ревности, упреками за длительное отсутствие, поздние возвращения с концертов, письма и фото поклонниц. Джо уставал от этих ссор не меньше, чем от работы над песнями и от бесконечных гастролей.

Семейная жизнь певца не ладилась. Кристин вновь готовилась стать матерью, но Джо уже хочет развестись с ней. Перед новым 1980 годом Дассен подал на развод, и встретил праздник с сыном Джонатаном.

В конце марта Кристин родила второго сына — Жюльена. Джо был счастлив, но в целом личная жизнь не приносила ему радости, и их брак уже был обречен. Хотя Джо полагал, что появление Жюльена поможет им наладить отношения, начать все сначала, заставит забыть о прошлом, но тем не менее через 3 недели после его рождения Джо был вынужден подать на развод. К тому же здоровье стало подводить его, открылась язва желудка, все чаще болело сердце, не справляясь с образом жизни — работой по 12-15 часов в сутки.

На концерте в Канне, в июле 1980 года, ему становится плохо прямо на сцене. Он бледнеет, хватается за микрофон, прерывая песню, и произносит: «Простите, что то мне нехорошо!». Публика в тревоге затихает, Джо нетвердыми шагами уходит за кулисы, где ему делают укол. Спустя несколько минут, стиснув зубы, Джо встает на ноги и, со словами «люди пришли слушать меня, я должен петь для них» выходит на сцену вновь. Пораженная публика устраивает ему бурную овацию, и под шквал аплодисментов Джо Дассен прямо за кулисами теряет сознание. Его отвозят в больницу, где врачи диагностируют сильный сердечный приступ.

Джо ложится в американский госпиталь в Нёйи. 26 июля Жак Пле навещает Джо. Окрепнуть после болезни Дассен решил на Таити. В Лос-Анджелесе, при посадке между Парижем и Папеэте, с ним случается новый приступ. На Таити Джо прибыл совершенно разбитым и подавленным. Чтобы поддержать певца, к нему прилетели многие дорогие люди: его мать Беатрис Лонер-Дассен, сыновья и Клод Лемель. Джо пытается забыть о проблемах, но отдохнуть в компании близких он смог совсем недолго. 20 августа 1980 года в ресторане «У Мишеля и Элиан» в Папеэте он падает без сознания. Реанимация, оказанная ему на месте, не даёт результата.

Похоронен 27 августа на еврейском участке «Beth Olam Mausoleum» кладбища Hollywood Forever в Голливуде, где ранее были похоронены его бабушка и дедушка.

Джо Дассен был не просто певцом. Как Эдит Пиаф, Жак Брель, Жорж Брассенс и Клод Франсуа, он стал общественным феноменом. Однажды и навсегда.