Общественно-политический журнал

 

АвтоВАЗ и кощеева смерть

Из недавней новостной ленты: «Независимый профсоюз работников ''АвтоВАЗа'' провел митинг с требованием прекратить сокращения персонала и повысить зарплаты сотрудникам.Профсоюз требует переговоров с руководством предприятия».

Кажется, это то самое яйцо, в котором лежит игла, но боюсь, смерть в той игле — не только кощеева. По такому случаю может принакрыться все тридевятое государство…

Денег в этом государстве мало, а скоро не будет вообще.

Взяться им, заметим, неоткуда в принципе.

Халява закончилась, а чтобы рассчитывать на победу «жигуля» в конкурентной борьбе даже со старой иномаркой, надо, согласитесь, покурить что-то очень особенное.

Сказанное относится ко всей российской экономике: Россия производит сильное впечатление, и это почти единственное, что она производит. Нефть не в счет — она на глазах перестает быть панацеей; черная жижа уже не замена серому веществу.

ХХI век на дворе — простите, что я о неприятном…

Между тем, на «АвтоВАЗе» и за его пределами по-прежнему (именно что «по-прежнему») обитает рабочий класс — с женами, детьми и старенькими родителями. Счет этих людей идет на десятки миллионов, и кушать они хотят каждый день. Заработные платы, которые этот класс получал в жирные нефтяные годы, были по преимуществу государственной дотацией, платой за обморок (некоторые называли это «лояльностью»).

Конечно, путинский договор «по понятиям» (бабло за послушание) касался прежде всего элиты, но пока создатели «жигуля» копили на отдых в Анталии, элита уже скупила под корень Майями с Лазуркой и сочувствовать Родине будет, по всей видимости, издалека. А коллектив «АвтоВАЗа» встречает реальность по месту прописки.

Массовые увольнения и обесцененные бумажки вместо вчерашней зарплаты — это только начало процесса. Что потом?

Да как всегда. Будут переговоры, но проблема не разрешится, а только отложится и уйдет на новый виток инфляционной спирали…

Или вспухнет по-настоящему уже сейчас.

Что тогда?

Да опять-таки ничего нового.

На «АвтоВАЗ», весь в белом, приедет «решала» Путин. Прилюдно, под телекамеры, опозорит местный менеджмент. Может быть, поиграет на иностранном гражданстве директора «АвтоВАЗа» (привет Борису Йордану). Произнесет слова о поддержке рабочего класса и социальной ответственности. Вынет из шляпы Центробанка жирного зайца и накормит этим зайцем тысячу голодных (привет Пикалево). ВЦИОМ зафиксирует повышение высочайшего рейтинга на три пункта, экономисты — рост инфляции...

Ну, и так далее.

А однажды у Центробанка кончатся зайцы — и вот тогда начнется настоящий дарвинизм.

Все это, разумеется, случится очень не скоро… или не очень скоро… или довольно скоро. «Who knows?», как говорил ослик Иа-Иа.

Но пока вместо экономики у нас — качалка для черной жижи, а вместо всего остального — «решала» Путин, другой перспективы не видно.

Виктор Шендерович