Общественно-политический журнал

 

О «Георгии победоносеце на черном коне» из коллекции Синявских

Внезапно об этой великой иконе вспомнили на канале «Вести 24». Как и полагается для этого канала, правды там было немного, хотя и упоминалось, что это одна из величайших русских икон и была продана Синявскими в Британский музей. К сожалению, все остальное было менее достоверным.

Для начала ведущая Курбатова сказала, что вряд ли Синявские сами были в деревне Окуловская, где расположен храм Афанасия и Кирилла патриархов александрийских, где и находилась первоначально по преданию эта икона. Марья Васильевна Розанова в интервью охотно подтвердила – нам носили всякие иконы мы и не знали откуда.

Между тем и по ее воспоминаниям и по воспоминаниям многих других известно, что они регулярно ездили за иконами на север. Именно об этом Георгии, не только мне, но и многим другим, Марья Васильвна (Розанова, жена Андрея Синявского - ЭР) с гордостью говорила как его не хотел нести Синявский, говорил, что она такая тяжелая, опять какая-то икона 17-го века (тогда икон 17-го века не собирали). В Москве икону промыли и стало ясно, что это рубеж 14 и 15-го веков.

Еще более сомнительными выглядят рассказы в телепередаче о вывозе икон, в том числе и величайших, за границу. Якобы это происходило нелегально, древняя икона скрывалась под позней записью, что вводило в заблуждение экспертов.

На самом деле в передаче канала «Культура» Марья Васильевна откровенно говорила о том, как она насмерть перепуганным ею сотрудникам КГБ объявила, что ни одной тряпки она им не оставит, и увезла не только иконы, но и мебель, библиотеку. В Париже, правда, Марья Васильевна для объяснения как был вывезен Георгий использовала несколько других баек, одна из которых звучала примерно так: я пообещала в КГБ, что отдам Георгия в Третьяковскую галерею, если нам разрешат вывести другие иконы и сразу объявила, что отдам Георгия только томоженникам на границе, когда буду уверена, что все остальное ими уже пропущено. Мне дали разрешение на вывоз всех остальных икон, а таможенники – дураки, ничего не понимают, я им предъявила разрешение на вывоз остальных икон, ну а они и не разобрались. И мы увезли Георгия.

Эта история тоже была довольно странной. Скажем у Костаки, бесспорно, связанного с КГБ, поскольку работал в канадском посольстве, когда он уезжал забрали все без исключения иконы, как это происходило и со всеми другими.

«Георгий» в Париже был сразу же заложен в банк, денег на его выкуп Синявские собрать не могли и в результате, действительно, был продан в Британский музей, где, к несчастью, малопрофессиональный реставратор его совершенно испортил, сняв все лесировки.

Более подробно об этом в моей главе «Четыре маски Андрея Синявского» из цикла «Полвека советской перестройки.

Забавно, однако, как телеканал «Вести 24» вкупе с хранителями российских и православных древностей обеляют Комитет государственной безопасности без всяких колебаний разрешивший вывоз одной из величайших русских икон.

Сергей Григорьянц

Великомученик Георгий (?-303), уроженец Каппадокии, казненный при Диоклетиане, является одним из наиболее почитаемых святых-воинов в Византии и Древней Руси. Культ св. Георгия получил широкое распространение в Древней Руси еще в XI в., при Ярославе Мудром. Св. Георгий-воин, небесный покровитель княжеских дружин Киевской Руси, стал геральдическим символом города Москвы.

Сюжет иконы заимствован из византийской легенды, вошедшей в число житийных чудес св. Георгия. В ней рассказывается о том, как Георгий-воин спас царевну Елисаву, дочь правителя мифического города Ласии, от гибели, поразив копьем «змия» — дракона, обитавшего в болотной трясине и пожиравшего жителей языческого города. В данном случае выбран наиболее экономный иконографический извод «Чуда»: св. Георгий на вздыбленном коне, поражающий дракона, ландшафт, состоящий из горок слева и справа, и благословляющая десница с небес.

Особенность данной иконы в том, что святой изображен не на белом, как обычно, а на черном коне. Подобных икон известны единицы. Одна хранится в Государственной Третьяковской галерее, другая – в Британском музее.

Мария Васильевна Розанова (27 декабря 1929, Витебск) — литератор, публицист, издатель.

Закончила искусствоведческое отделение МГУ. Юношеское прозвище — Стервозанова. Работала в Литературном музее, занималась архитектурной реставрацией, преподавала в студии Театра имени Моссовета, работала экскурсоводом, преподавала во ВГИКе, в Абрамцевском художественном училище. Печаталась в журнале «Декоративное искусство». Была известным ювелиром. В 1973 году вместе с мужем — писателем Андреем Синявским — выехала из СССР. С 1977 по 1997 издатель и соредактор, а позднее главный редактор журнала «Синтаксис». Живёт в пригороде Парижа.