Общественно-политический журнал

 

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман подал в отставку из-за перемирия с ХАМАС

Глава минобороны Израиля Авигдор Либерман объявил об уходе в отставку из-за несогласия с решением о прекращении огня в секторе Газа. Соглашение о перемирии между Израилем и палестинской стороной было заключено во вторник после самого сильного обострения конфликта с 2014 года.

"То, что случилось вчера - перемирие и начало переговоров с ХАМАС - это капитуляция перед террором", - заявил Либерман на пресс-конференции.

"Сейчас мы как государство покупаем кратковременный покой, и платой за это будет долгосрочный вред национальной безопасности", - сказал уходящий министр.

Либерман также объявил, что его партия "Наш дом Израиль" выйдет из коалиционного правительства Биньямина Нетяньяху. Это не лишит премьер-министра поддержки парламентского большинства, но сократит праворелигиозную коалицию до 61 мандата из 120.

Кроме того, Либерман призвал провести досрочные выборы.

Либерман принял решение об уходе в отставку ввиду серьезных разногласий с Нетаниягу, проявившихся в последние недели, по различным вопросам безопасности. Например, назначение следующего начальника Генерального штаба ЦАХАЛа и ситуация на юге. «Не секрет, что у нас были разногласия с главой правительства в последние месяцы, например, по поводу разрешения на ввоз в Газу катарского топлива», — объяснил Либерман на чрезвычайной пресс-конференции в Кнессете. Он очень подробно описал всю ситуацию, когда ему пришлось согласиться с таким шагом только после того, как Нетаниягу издал письменный указ на этот счет, как было также и в ситуации с эвакуацией бедуинского стойбища Хан аль-Ахмар. «Несмотря на разногласия, я не искал предлога для ухода в отставку, — отмечает Либерман. – Я старался быть самым лояльным членом правительства, заплатив за это высокую электоральную и имиджевую цену».

Либерман отметил два поворотных пункта, которые заставили его принять столь драматическое решение. «Первый пункт – это доставка в Газу 15 млн долларов, наличными в чемоданах. Любой, кто скажем вам, что распределением этих средств есть какой-то контроль, сообщает вам неточную информацию. Мягко говоря. Второй пункт – это прекращение огня. Мы не дали должный ответ на 500 ракет ХАМАСа, и я не могу это принять», — сказал он.

«Мне известны все обстоятельства, разведданные, все отговорки и объяснения, — заявил уходящий министр обороны. – Всегда есть север, юг, восток и запад. Это отговорки. Руководствуясь логикой израильских интересов, мы должны были закончить эту историю на юге. Это наивысший приоритет. Мягкотелость, проявленная по отношению к ХАМАСу, скажется на наших позициях на других фронтах. Если бы я не подал в отставку с поста министра обороны, я не смог бы смотреть в глаза жителям юга. И особенно семьям Шауль и Гольдин, и еще двоих наших граждан, которые томятся в плену у ХАМАСа».

Палестинская группировка ХАМАС уже назвала уход Либермана с поста министра "политической победой Газы".

Сотни ракетных ударов

Накануне израильские власти объявили о перемирии с палестинскими боевиками после двухдневного обмена ракетными ударами.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что согласился на предложение ХАМАС о прекращении огня, поскольку нужно принимать "непростые, но правильные решения". По его словам, "наши враги умоляли о прекращении огня".

В понедельник и вторник палестинцы выпустили 460 ракет в сторону Израиля, израильские военные нанесли ответные удары и поразили 160 целей в секторе Газа. В результате взаимных обстрелов погибли восемь человек.

Очередное обострение конфликта между Израилем и ХАМАС стало самым масштабным с 2014 года.

Во вторник ХАМАС и другие палестинские группировки объявили, что принимают условия перемирия, достигнутого при посредничестве Египта, и намерены соблюдать его, если это сделает Израиль.

Как сообщают СМИ, перемирие в целом соблюдается, однако израильская армия сообщила о задержании вооруженного палестинца, пытавшегося перебраться через забор из Газы.

Жесткая позиция

Либерман занял пост министра обороны Израиля в 2016 году. В двух предыдущих правительствах премьер-министра Биньямина Нетаньяху он возглавлял МИД страны.

Перед тем, как возглавить минобороны, Либерман сделал несколько громких заявлений по поводу ситуации в Газе.

В частности, он хотел дать лидеру ХАМАС Исмаилу Хание 48 часов на выдачу двух задержанных израильтян и тел двух солдат, убитых в конфликте 2014 года, заявив, что в противном случае Хания умрет. Правда, позднее он смягчил свою позицию и отметил, что придерживается "здравой политики" в отношении палестинцев.

Западные СМИ неоднократно критиковали Либермана за антиарабскую риторику и даже обвиняли его в расизме.

Противостояние между Либерманом и Нетаниягу получило огласку во вторник после заседания кабинета по вопросам безопасности, где принимались решения о прекращении огня в Газе. На заседании, которое длилось 6 часов, была очень напряженная обстановка. Начальник Генштаба ЦАХАЛа, начальники ШАБАКа и «Моссада» представили свои отчеты и предложения по ведению боевых действий в Газе, а также инициативы Египта, ООН, Норвегии и Швейцарии по восстановлению перемирия с ХАМАСом и прекращению огня.

По информации из осведомленных источников, командиры силовых ведомств выразили единодушную позицию за прекращение огня и принятие зарубежных предложений посредничества, по которым Израиль и ХАМАС вернутся к перемирию на прежних условиях. О которых было договорено после операции «Нерушимая скала». При этом ЦАХАЛ сохраняет за собой свободу действий и право реагировать на акты террора и насилия. Глава правительства и большинство членов кабинета приняли рекомендацию силовиков, в то время как министры Авигдор Либерман, Зеэв Элькин, Нафтали Беннет и Айелет Шакед высказались против перемирия, поддержав более жесткую линию по отношению к ХАМАСу, но остались в меньшинстве. Хотя в конце заседания официального голосования не проводили.

После заседания пресс-служба главы правительства поспешила передать в СМИ, что члены кабинета «единогласно» поддержали позицию силовых ведомств, что вызвало крайне возмущенную реакцию у Либермана и Беннета. Либерман назвал это «фейк ньюз», Беннет – «абсолютная ложь». Либерман подчеркнул, что настаивал на необходимости сокрушительного удара по ХАМАСу. Беннет заявил, что представил кабинету категоричную позицию и программу действий для решения проблемы Газы. Он был категорически против прекращения огня.